Эксперт «За рулем» рассказал о редких советских машинах класса GT

Эти потрясающие автомобили из романтических 80-х созданы, чтобы сразиться на трассе с самыми крутыми иномарками.

Ветер перемен

Конечно, сейчас это звучит наивно, но во второй половине 1980-х годов в прессе всерьез сообщалось о возможности производства автомобилей класса GT – малых серий и автомобилей, связанных со спортивными автомобилями, – в Советском Союзе.

Тех, кто способен сражаться на раллийных трассах на самых знаменитых иномарках. Ведь они выпускали гражданские версии Audi Sport Quattro и еще раньше Lancia Stratos. Чем советские автозаводы были хуже?

Уже в начале 1980-х годов в Советском Союзе был создан новый раллийный автомобиль 9-го класса (с 1988 года — группы А5). Этот класс дает возможность строить специальные спортивные автомобили, фактически с ограниченным объемом двигателя – 2 литра.

Но до этого советские гонщики соревновались на автомобилях, построенных с соблюдением строгих ограничений, допускающих лишь весьма ограниченные изменения в стандартной конструкции. Конечно, этим машинам далеко до зарубежных полноприводных автомобилей с моторами мощностью до 350 лошадиных сил. Именно эти монстры, так называемая группа Б, борются за абсолютное первенство знаменитого международного ралли.

Действительно, международная группа B была отменена еще в 1986 году из-за несчастного случая со смертельным исходом. Но есть еще марафон Париж-Дакар. В общем, остановить советских романтиков было уже сложно.

Белая ворона

Символично то, что механизм «Москвич» производства АЗЛК получил это неофициальное прозвище. Ведь эта машина, как и подобные машины других советских заводов, совершенно отличалась от всех выпускавшихся советских моделей.

Этот автомобиль был построен в 1988 году и имеет полуофициальное обозначение АЗЛК-2141А5. Исторически он также был известен как «Алеко-141КР». Кстати, заводской художник выгравировал на кузове «Алеко 141CR», но ни на что конкретное не намекает.

В автомобиле почти не осталось следов серии «Москвич-2141». По сути, там только элементы передней части и лобового стекла. Кузов представляет собой пространственный каркас с панелями из стекловолокна. Двигатель расположен за сиденьями, а коробка передач соответственно расположена на заднем свесе.

Уфимский двигатель объемом 2 литра оснащен двумя карбюраторами Weber и может развивать мощность 175 лошадиных сил. Москвич Спорт весит всего 890 килограммов и развивает максимальную скорость 200 километров в час. Также предусмотрена блокировка дифференциала.

Вся подвеска независимая: с поперечными рычагами спереди и стойками сзади. Автомобиль также оснащен дисковыми тормозами на всех колесах. Задняя часть взята от Форда.

Разумеется, завод рассматривал и полноприводную версию. Кроме того, полноприводный Москвич-2141 уже существует. Но сначала «Белую ворону» опробовали вне конкуренции в заднеприводной версии на ралли «Память». Конечно, машина нуждается в доводке.

Но вскоре, как и у других советских предприятий, у завода возникли другие, более практические проблемы.

«Восьмерки» с плюсом

Первым подобным автомобилем, построенным в Тольятти, стал ВАЗ-29081, также известный как ВАЗ-2108 Ралли. Как и у «Москвича», у этой «восьмерки» двигатель установлен на шасси и приводит в движение задние колеса.

Двигатель создан на базе блока цилиндров ВАЗ-2106, но имеет рабочий объем 1,9 литра и четыре клапана на цилиндр. Оснащенный двумя карбюраторами Weber, агрегат выдавал мощность 145-150 лошадиных сил. Скорость вращения составляет 7500 об/мин. Перед пятиступенчатой ​​коробкой передач установлено гоночное спеченное сцепление.

Автомобиль оснащен самоблокирующимся дифференциалом и независимой подвеской.

Обратите внимание: Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС.

Стандартный ВАЗ-2108 почти не оставляет следов. Вскоре в Тольятти построили полноприводную машину — ВАЗ-29084 (Лада-2108 Ралли 4х4) с тем же 1,9-литровым двигателем мощностью 150 л.с.

Танк G8 был построен в 1986 году на заводе ВФТС (Вильнюсский автомобильный завод) в Вильнюсе под руководством известного советского автогонщика и многократного чемпиона СССР по ралли Стасиса Брундзы.

Лада ЭВА (ЕВА — Вильнюсский экспериментальный автомобильный завод) также сохранила от «восьмерки» лишь некоторые внешние детали. В основе кузова лежит пространственная рама с двумя подрамниками, на которых крепятся агрегаты. Эта машина заднеприводная.

В базе установлен двигатель, аналогичный тому, который устанавливается на автомобили ВАЗ. А вот в литовской версии двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, рабочим объемом 1,9 литра, системой впрыска и наддувом развит до 300 лошадиных сил. Время разгона до 100 километров составляет около 7 секунд. В Вильнюсе есть и проект Lada EVA-S Proto — полноприводной машины с двигателем мощностью 350 л.с. Но это не реализовано в металле и стеклопластике.

Апельсины с НАМИ

У молодых сотрудников НИИ НАМИ тоже есть свое мнение о суперспортивных автомобилях. Полноприводный НАМИ-0290 «Апельсин» построен на элементах кузова ЗАЗ-1102 «Таврия», но с панелями из стеклопластика. Двигатель ВАЗ-2106 имеет такой же объем, как и серийный двигатель – 1,6 литра. Но благодаря наддуву мощность увеличили до 180 лошадиных сил.

Как и на аналогичных советских автомобилях, двигатель располагался в базе. Все подвески независимые от стоек, а элементы трансмиссии взяты от Нивы ВАЗ-2121. Оказывается, «Апельсин» довольно тяжелый – 1000 килограммов. Но на самом деле это всего лишь прототип.

Развитием идей, заложенных в НАМИ-0290, стал НАМИ-0300 «Апельсин-2», построенный в 1991 году. Это тоже полноприводный, но уже более совершенный автомобиль, оснащенный 2,3-литровым двигателем ЗМЗ-406.10 с увеличенной до 180 лошадиных сил мощностью. Автомобиль разгоняется до 100 километров в час за 9,6 секунды и достигает максимальной скорости 210 километров в час.

Но создатель суперкара считает, что это только начало. Совместно с ЗМЗ подготовили 240-сильный двигатель, который за счет наддува будет выдавать 300-350 лошадиных сил. Романтик!

Для автомобиля изготовили оригинальную пятиступенчатую коробку передач, установили двухдисковое сцепление, сделали независимую подвеску и межосевой дифференциал, смогли плавно регулировать распределение крутящего момента на переднюю и заднюю оси.

Разумеется, все оранжевые тормоза — дисковые вентилируемые.

Эстонская «Таврия»

Прежде чем ЗАЗ-1102 «Таврия» был запущен в производство, на его базе был создан потрясающий среднемоторный спорткар. Правда, построен он не в Запорожье, а в Эстонии – в Спортивно-техническом клубе студии «Эстрекламфильм» (отсюда и название ERF – ЭРФ) для раллийных выступлений в 9 классе, что позволяет авто претерпевать серьезные доработки.

За сиденьями установили форсированный двигатель ВАЗ-2106 с измененной ГБЦ, коленчатым валом, системой воздухозабора и двумя горизонтальными карбюраторами Weber.

Объем двигателя был увеличен до 1,8 литра, а мощность достигла 140 лошадиных сил. Коробка передач взята от эстонского гоночного автомобиля. Автомобиль с кузовными панелями из стеклопластика весит 800 килограммов. В 1986 году были построены две «Таврии-ЭРФ».

Послесловие

Конечно, советские суперкары были наивными и даже фантастическими проектами энтузиастов — молодых инженеров и дизайнеров, — скучавших на советских автозаводах. Даже в те годы сложно было поверить, что эти машины смогут участвовать в ралли «Дакар». Однако «Восьмёрка» вышла позже, но она была совершенно другой и была создана совместно французами.

Остальные проекты, естественно, не получили продолжения. Но одержимые романтики, жаждущие сделать что-то новое, свое, оригинальное, всегда заслуживают уважения.

Сергей Канунников

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эксперт «За рулем» рассказал о редких советских машинах класса GT.