Следователи фиксируют кратный рост ДТП с участием средств индивидуальной мобильности

Жители крупных городов часто жалуются на нарушения правил дорожного движения со стороны владельцев электросамокатов, курьеров электровелосипедов и клиентов сервисов каршеринга. В Госдуме начали обращать внимание на эту ситуацию. В июне они рассмотрят вопрос о внесении изменений в "Закон об административных правонарушениях" по ужесточению наказаний за нарушения. «Известия» выясняют, как сегодня должен вести себя человек, пострадавший при столкновении с водителем индивидуального мобильного устройства (ПИМ) и что диктует судебная практика в таких разбирательствах».

От дискомфорта к травмам

Полиция стала активнее следить за водителями, использующими SIM-карты, инспекторов Госавтоинспекции часто можно увидеть, составляющими протоколы о неосторожных водителях скутеров на главных улицах крупных городов. В апреле в Санкт-Петербурге провели масштабную проверку (рейды получили название «Кикшеринг» и было выявлено более 5000 нарушений). В столице подобная операция завершилась недавно (середина мая.

Инспекторы ГИБДД собрали около 3200 сведений о пользователях SIM-карт. Около 2600 материалов также относятся к курьерским службам доставки. В настоящее время профилактические меры во всех городах находятся под контролем полиции, при этом растет число гибридных велосипедов и курьеров.

Одной из причин подобных операций является рост травматизма среди водителей СИМ, передвигающихся по дорогам и тротуарам.

Об этом можно судить, в частности, по полученным "Известиями" данным о фондах управления Следственного комитета за девять месяцев прошлого года. За этот период правоохранительные органы зарегистрировали 665 инцидентов с SIM-картами, что в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Около 30% преступлений совершаются с участием несовершеннолетних. Ранения получили 700 человек, двое человек погибли (оба несовершеннолетние).

SIM фигурировал в 23 сообщениях о преступлениях. На основании вышеизложенных 15 фактов было принято решение об отказе в возбуждении дела. Чаще всего решение принимается на основании отсутствия нарушений здоровья, составляющих преступление (речь идет о травмах тяжелой или средней степени тяжести). За отчетный период в Москве было возбуждено восемь уголовных дел, семь из которых касались детей-потерпевших (два дела касались смерти подростка). Помимо прочего, проверка была проведена после того, как информация о нарушении была опубликована в СМИ и социальных сетях.

В случае наезда

Наибольшее беспокойство у обычных пешеходов вызывает вопрос, что делать, если их сбивает пользователь SIM-карты или курьер на электронном велосипеде – подобных случаев становится все больше и больше, но четких правил нет (например, дорожно-транспортные происшествия) с участием автомобилей). "Известия" направили запрос в МВД с просьбой разъяснить алгоритм действий при ЧС с участием пешеходов и пользователей SIM-карт. На момент публикации материала ответа получено не было.

Является ли факт наезда на пешехода несчастным случаем, "Известиям" удалось узнать у юристов.

——Конечно, столкновение пешехода и сим-карты — это дорожно-транспортное происшествие.

Обратите внимание: Тест-драйв Aston Martin DB11. За гранью реальности.

Этот вывод исходит из ст. Статья 2 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что под происшествием понимается происшествие, произошедшее при движении транспортного средства по дороге и предполагающее его участие, причинившее вред людям, другим транспортным средствам и иным транспортным средствам имуществу, в том числе материальный ущерб", - заявила адвокат Алла Георгиева.

Средства индивидуальной мобильности (электроскутеры, ховерборды, электроскейтборды и т.п.) в соответствии с ПДД РФ относятся к транспортным средствам.

По мнению юристов, это означает, что если произошло ДТП с участием SIM-карты, следует поступить так же, как если бы вы попали в ДТП с другим транспортным средством – необходимо вызвать ГИБДД или полицию для составления протокола о происшествии.

"Пока участники происшествия ждут сотрудников, следует задокументировать произошедшее - сделать фото, видеозапись происшествия, попросить контакты свидетелей", - советует Георгиева.

Адвокат отметил, что пользователь сим-карты не всегда ждет полицию, поскольку понимает, что его привлекут к ответственности:

— Злоумышленник может сбежать. В этом случае пешеходу (даже если он всего один) все равно следует дождаться, пока сотрудники ГИБДД зафиксируют факты ДТП и причиненный ущерб (в том числе вред здоровью). Камеры попросят предоставить данные в рамках рассмотрения административного инцидента.

Пострадавший пешеход имеет право вызвать скорую помощь, чтобы впоследствии можно было определить тяжесть травмы, поскольку ответственность электросамоката будет зависеть от степени ущерба – материального ущерба и вреда здоровью.

Почти европротокол

Если в результате столкновения пешеход получил незначительные повреждения, участники ДТП могут договориться о компенсации без обращения в ГИБДД и оформить квитанцию ​​о возмещении ущерба, продолжила Алла Георгиева.

- При этом пострадавший должен знать, что он имеет право требовать возмещения всех понесенных в результате несчастного случая расходов - восстановления здоровья (лечения), компенсации стоимости имущества (например, в случае повреждение одежды, обуви, сумок и т.п.), моральный вред - по списку Экспертов.

Если бы водитель скутера сам признал себя виновным, разбирательство было бы существенно упрощено. А если он покинул место ДТП или не признал своей вины, то в ГИБДД должны знать, что произошло.

"Например, по запросу ГИБДД могут быть предоставлены данные с камер видеонаблюдения, которые покажут, что водитель скутера на пешеходном переходе не вышел (а должен был) - тогда вина водителя скутера несомненно. Если в ДТП произошло на дороге или на велодорожке, то виноват может сам пешеход, либо это можно считать взаимным. Собеседник пояснил, что в любом случае, если причинен вред здоровью, водитель скутера обязан его возместить независимо от того неисправность, поскольку SIM-карта считается источником повышенного риска.

Внимание, розыск

оператор проката (кикшеринга) может предоставить информацию об операторе сим-карты по запросу в ГИБДД).

— Если скутер взят в аренду, преступника можно идентифицировать просто по идентификационному номеру скутера. - сказала Георгиева. — В случае ДТП следует знать и помнить время ДТП, так как транспортное средство потом может быть передано другому лицу.

Жалобы на нарушителей SIM-карт можно направить в электронном виде на официальный сайт ГИБДД или в обычном печатном виде в ближайшее отделение ГИБДД. Адвокат заявил, что к жалобе рекомендуется приложить все имеющиеся доказательства (фото/видео), контактные данные свидетелей, справки из медицинских учреждений.

Кому ходить по судам

Как правило, вся ответственность за аварию лежит на виновном лице (водителе SIM-карты).

- По общему правилу, такие убытки подлежат полной компенсации в соответствии со статьей 1. Статья 1064 ГК РФ. Но закон может также возлагать ответственность на людей по причинам, не связанным с причиной травмы. Например, если владельцем SIM является юридическое лицо и работник организации использует SIM для выполнения возложенных на него трудовых функций (курьер, курьер и т.п.), то компания наверняка может вернуть свои затраты, т.е. Адвокат отметил, что хоть и не является виновником, но станет ответчиком по этому делу.

Для шаринг-компаний, как правило, по договоренности с SIM-менеджером, ответственность в случае аварии ляжет на него. Алла Георгиева отметила, что за последствия мелкого ущерба, причиненного использованием SIM-карт, как правило, большую ответственность несут те, кто водит транспортные средства. Однако в судебной практике встречаются и случаи взаимной вины.

«Шеринговая компания будет соответчиком, поскольку автомобиль был взят в аренду, а не передан в собственность», — заявил Вадим Ткаченко, адвокат, основатель и генеральный директор VvCube Consulting Group. — Если автомобиль будет использоваться агентом, правила будут такими же в качестве личного транспорта. В некоторых случаях может быть возбуждено уголовное дело, а в других случаях спор разрешается в порядке гражданского судопроизводства.

Юрист Алексей Гавришев, управляющий партнер AVG Legal, поясняет, что если транспорт зарегистрирован на юридическое лицо и преступник совершил преступление, работая в качестве сотрудника, компания будет нести ответственность за ущерб, причиненный водителем.

— Однако для истца это не имеет значения, с той лишь разницей, что с юридического лица проще получить возмещение ущерба. Все это делалось без страхования ответственности», — уточнил эксперт.

Адвокат Алла Георгиева отметила, что если авария произошла из-за плохого качества дороги, то ответственность может лянуть на коммунальную компанию. Если причинен вред несовершеннолетнему (а таких случаев немало), ответственность ляжет на его родителей.

Иван Петров

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Следователи фиксируют кратный рост ДТП с участием средств индивидуальной мобильности.