![]()
24 мая 2024 года в Государственную Думу был внесен важный законодательный проект, который может изменить практику привлечения водителей к ответственности. Законопроект направлен на запрет автоматического наложения штрафов на основании данных, полученных с так называемых «треног» или мобильных комплексов фото- и видеофиксации ГИБДД.
История вопроса: от ручных радаров к мобильным камерам
Как известно, с 1 июля 2022 года по решению министра внутренних дел Владимира Колокольцева было полностью прекращено использование инспекторами ручных радаров для контроля скорости. В пресс-службе МВД тогда пояснили, что это решение касается всех мобильных систем фиксации, работающих в ручном режиме.
Однако это породило новый вопрос у автомобилистов: что будет с переносными автоматическими камерами, которые сотрудники ГИБДД часто устанавливают на обочинах дорог? Эти устройства, в отличие от изъятых из оборота ручных приборов, работают в автоматическом режиме, что, по мнению властей, выводит их в иную правовую плоскость.
Инициатива депутатов и проблема презумпции невиновности
Еще в ноябре 2022 года депутат Ярослав Нилов анонсировал подготовку поправок, запрещающих использование мобильных автоматических комплексов. Он отмечал, что эти «треноги» часто становятся источником конфликтов, а качество их работы и установки вызывает серьезные сомнения.
Ключевая проблема, которую призван решить новый законопроект, касается презумпции невиновности. Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ), при автоматической фиксации нарушений ПДД эта фундаментальная правовая норма не применяется. Это означает, что водитель, получивший штраф с камеры, автоматически считается виновным и вынужден сам доказывать обратное, что на практике является сложной и зачастую бесперспективной задачей.
Виды камер и злоупотребления при их использовании
На сегодняшний день большинство нарушений выявляется с помощью технических средств. Все комплексы можно разделить на три основных типа:
- Стационарные — постоянно закрепленные на опорах или зданиях;
- Мобильные (переносные, «треноги») — устанавливаются на время на обочине;
- Передвижные — размещенные в служебном транспорте ГИБДД.
Именно мобильные комплексы, по мнению авторов законопроекта, чаще всего используются не для повышения безопасности, а для «засад» и увеличения количества штрафов. Нередко их устанавливают не в аварийно-опасных местах, а там, где водители по незнанию или из-за неочевидных знаков могут незначительно превысить скорость. Кроме того, возможны технические ошибки и намеренные манипуляции при установке, что приводит к необоснованным штрафам.
Обратите внимание: В Российском союзе автостраховщиков (РСА) прокомментировали штрафы с камер за ОСАГО с 2023 года.
Суть предлагаемых изменений
Законопроект предлагает кардинально изменить статус данных с мобильных и передвижных комплексов. Согласно новой норме, информация с таких устройств не может быть единственным и автоматическим основанием для привлечения водителя к ответственности. Она будет служить лишь поводом для проведения проверки со стороны Госавтоинспекции.
Для этого в статью 1.5 КоАП РФ планируется внести уточнение: презумпция невиновности будет распространяться на все нарушения ПДД, за исключением тех, что зафиксированы стационарными камерами. Таким образом, штрафы с «треног» потеряют свою автоматическую силу, и бремя доказывания вины вновь ляжет на инспекцию.
![]()
Как прокомментировал инициативу Ярослав Нилов, цель камер — повышение безопасности, а не пополнение бюджета. Он отметил, что сегодня оспорить штраф с мобильной камеры крайне сложно, и новый закон призван защитить права миллионов автовладельцев от недобросовестных практик.
Дальнейшие шаги и перспективы
На данный момент законопроект зарегистрирован в Госдуме и готовится к рассмотрению в первом чтении. В тексте документа не указана конкретная дата вступления в силу. Если закон будет принят и подписан Президентом, он начнет действовать через 10 дней после официальной публикации.
Этот шаг может стать значимой мерой по защите прав водителей и восстановлению баланса между автоматическим контролем и принципом презумпции невиновности в сфере дорожного движения.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 24 мая 2024 года в Госдуму внесён законопроект, запрещающий штрафы с "треног" ГИБДД.
