Неизвестные кабриолеты Lada Samara: как ВАЗ-2108 превращали в открытые автомобили по всему миру

В 1980-е годы на мировом авторынке произошло возрождение популярности кабриолетов. Если в 1970-е заводские версии со съемной крышей были редкостью, особенно среди бюджетных моделей, то новое десятилетие изменило тенденции. Преобразования затронули даже такие марки, как Volkswagen, Opel и Ford.

В этот же период в Европе состоялся дебют Лады Самары (ВАЗ-2108), которая быстро завоевала симпатии западных покупателей. Успех советского автомобиля натолкнул одного из экспортеров на смелую идею: создать открытую версию популярной модели. Так началась история кабриолетов на базе «восьмерки».

Немецкий подход: Lada Samara Fun

Первыми за дело взялись в Западной Германии. В 1987 году компания Deutsche Lada представила свою интерпретацию — модель Lada Samara Fun. Немцы выбрали не классический кабриолет, а вариант ландо, где открывалась только задняя часть крыши, а спереди оставался лишь люк.

Подобная конструкция позволила сохранить силовую структуру кузова практически без изменений. Съемная секция изготавливалась из пластика и дополнялась солнцезащитным козырьком. Производством занималась фирма Beause по заказу официального дилера.

Покупателям предлагались различные двигатели: объемом 1.1, 1.3 и 1.5 литра мощностью от 53 до 72 л.с. Существовали и специальные версии, адаптированные под строгие экологические нормы США, где 1.3-литровый мотор выдавал 60 л.с., а 1.5-литровый — 68 л.с.

Немецкая Lada Samara Fun стала самой массовой открытой версией «восьмерки»: всего выпустили 600 экземпляров. Во времена перестройки некоторые из этих автомобилей даже импортировались обратно в СССР, становясь предметом гордости для ценителей советского автопрома.

Бельгийский кабриолет: Lada Cabrio или «Наташа»

Вслед за Германией к производству кабриолетов подключилась бельгийская компания «Скалдия Волга», крупный дилер советских автомобилей. В 1990 году по ее заказу был создан полноценный кабриолет Sanremo, дизайн кузова для которого разработал тольяттинский специалист Владимир Ярцев. Автомобиль дебютировал на автосалоне в Брюсселе и затем выпускался небольшой серией.

Конструкторы усилили центральную часть кузова и боковины для обеспечения безопасности, но вес автомобиля увеличился всего на 70 кг.

Обратите внимание: Названы самые популярные автомобили 2017 года.

Эта модель продавалась в Европе под названием Lada Cabrio, причем в разных странах она могла отличаться деталями, например, бамперами. В Нидерландах автомобиль получил звучное имя «Лада Наташа», которое затем использовалось и в рекламных материалах других стран.

Интересно, что немецкая Samara Fun в Нидерландах продавалась как Taiga. Бельгийский кабриолет стоил примерно в полтора раза дороже стандартной «восьмерки». С 1990 по 1996 год было выпущено 456 экземпляров Lada Samara Cabrio, также известной как «Наташа».

Еще одну версию кабриолета предлагала немецкая фирма Bose (та самая, что делала ландо). В отличие от бельгийской модели, где мягкий верх складывался за сиденьями, у Bose он убирался в багажник. Точное количество таких машин неизвестно.

География кабриолетов: от Чехии до Австралии

В Чехии за создание кабриолета под названием Bohemia взялись компании CSAO, Kral Design и Metalex Workshop, известные своими гоночными проектами на базе советских автомобилей.

Чешский родстер отличался оригинальным дизайном и компоновкой 2+2, но проект ограничился постройкой всего двух демонстрационных образцов. Один из них сегодня можно увидеть в музее города Брно.

Свою версию четырехместного кабриолета создали и в Канаде. Внешне автомобиль был практически лишен дополнительного обвеса, зато получил габаритные фонари, обязательные для рынков Канады и США.

Открытые версии Самары также появлялись в Турции, Греции и Австралии. Греческий автомобиль сохранил форму задней части, близкую к стандартной «восьмерке», но обзавелся крупным спойлером, что придавало ему несколько тяжеловесный вид.

Австралийский кабриолет, естественно, был праворульным и по конструкции напоминал немецкую Samara Fun.

Родные просторы: кабриолеты в СССР и России

Сам ВАЗ никогда не выпускал кабриолеты серийно. Причины очевидны: в СССР спрос на такие автомобили был крайне низким и не мог оправдать затраты на организацию производства открытых кузовов.

В 1988 году в Тольятти по эскизам дизайнера Владислава Пашко создали прототип ВАЗ-2108 с кузовом типа «тарга» — со съемной центральной частью крыши. Однако дальше эксперимента дело не пошло.

Уже в 1990-е годы небольшие российские ателье, например, рязанское «Агентство Тамары Олеговны», изготавливали единичные экземпляры «Самары» со съемным верхом.

Некоторые кабриолеты, вернувшиеся из-за рубежа, подвергались дальнейшему тюнингу уже в России. Порой их модернизировали до такой степени, что определить первоначального производителя становилось сложно. Машины получали детали кузова от более поздней Самары 2, полностью измененный интерьер и другую внешнюю отделку.

Пожалуй, самым необычным родстером стал «Амадео», созданный компанией LLD, известной тюнингом автомобилей УАЗ. В 1993 году Lada Amadeo была представлена на выставке, но проект так и остался единичным.

Таким образом, Lada Samara стала рекордсменом среди отечественных моделей по количеству кабриолет-версий, созданных по всему миру. Этот рекорд, скорее всего, уже не будет побит.

Сергей Канунников

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эксперт «За рулем» вспомнил самые неожиданные версии ВАЗ-2108.