Зеленая сделка ЕС бьет по бюджетам: как электромобили лишают государства налогов

Политика Европейского союза, известная как «Большая зеленая сделка» (Green Deal), призвана создать безуглеродное будущее, но уже сейчас демонстрирует неожиданные и тревожные последствия. Активное внедрение электромобилей, которые не требуют традиционного топлива, напрямую ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджеты стран. Это закономерно: меньше машин с двигателями внутреннего сгорания — меньше продаж бензина и дизеля, а значит, и ниже платежи по акцизам на топливо. Подробности этой финансовой головоломки раскрываются в материале «Известий».

Субсидии за счет будущих доходов

Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 году общемировые потери от недополученных налогов на топливо могут достичь астрономической суммы в 100 миллиардов евро. Примечательно, что уже в 2023 году на Европу пришлось 60% этого дефицита, что делает проблему особенно острой для Старого Света.

Переход на электромобили в рамках «зеленой» повестки сталкивается с комплексом трудностей. Хотя спрос на электрокары растет, его темпы отстают от первоначальных ожиданий. Это вынуждает автопроизводителей вступать в ценовую конкуренцию, чтобы привлечь покупателей. Парадокс в том, что государство, с одной стороны, тратит огромные средства на субсидии для покупателей электромобилей, а с другой — теряет стабильные доходы от налогов на топливо. В 2023 году из-за электромобилей в мире недобрали 11,14 млрд евро акцизов. При этом прямые налоговые сборы с этих транспортных средств составили лишь 1,86 млрд евро, что привело к чистому убытку в 9,28 млрд евро. И эта цифра будет только расти: к 2035 году прогнозируемые потери могут превысить 102 миллиарда евро.

Европа несет самые большие потери

Согласно отчету МЭА «Global EV Outlook 2024», Европа, на долю которой приходится лишь 25% мировых продаж электромобилей, концентрирует 60% всех налоговых потерь. Для сравнения, на Китай, который является абсолютным лидером рынка с 60% продаж, приходится лишь 25% потерь, а на США — всего 10%. Это связано с высокой концентрацией рынка и, что важнее, с разницей в налоговой политике. Налоги на топливо в Европе значительно выше. Например, во Франции, Германии и Италии они в шесть раз превышают китайские. В результате, по прогнозам, к 2035 году налоговые поступления в ЕС сократятся на 64,96 млрд евро, тогда как потери Китая составят 15,78 млрд евро, а США — лишь 278 млн евро. Низкие потери США объясняются тем, что страна занимает одно из последних мест в мире по ставкам налога на топливо.

Таким образом, «озеленение» транспорта напрямую подрывает важную статью бюджетных доходов. Чтобы стимулировать отказ от ДВС, правительства повышали субсидии на электромобили и акцизы на топливо. Теперь же, как отмечает издание El Economista, для компенсации выпадающих доходов, вероятно, придется задуматься о повышении других налогов и сборов, иначе «зеленая» экономика может оказаться нежизнеспособной с фискальной точки зрения.

Побочные эффекты зеленой политики

Норвегия, мировой лидер по доле электромобилей (95% продаж в 2023 году), уже ощутила последствия. Страна, годами стимулировавшая покупку электрокаров (в том числе отменой НДС), была вынуждена отказаться от части налоговых льгот для производителей. Причина — падение поступлений от налога на топливо на 11% в период с 2019 по 2020 год.

В Бельгии, по оценкам консалтинговой компании EY, переход на электромобили может создать бюджетную «дыру» в 1,4–1,5 млрд евро при текущих годовых сборах в 8 млрд евро от налогов на топливо. Исследование транспортного агентства TML рекомендует бельгийскому правительству сократить помощь на покупку электромобилей на 160 млн евро.

Аналогичные процессы идут на Пиренейском полуострове. В Португалии, где продажи электромобилей в 2023 году выросли на 101,9%, Deloitte рекомендовал сократить налоговые льготы для владельцев таких машин (например, освобождение от ежегодного транспортного налога). Несмотря на бурный рост, электромобили составляют лишь 0,9% автопарка страны, но уже создают риски для бюджета.

В Испании рынок электромобилей еще не столь развит (5,6% продаж в 2023 году), поэтому политика пока сосредоточена на стимулировании. По программе MOVES III государство предоставляет субсидии до 7000 евро на покупку электрокара или гибрида.

Новые налоги для нового транспорта

Полный отказ от поддержки сделает электромобили неконкурентоспособными, поэтому некоторые страны ищут компромисс, вводя специальные сборы. Так, власти Израиля предложили налог в 0,03 евро за каждый километр пробега электромобиля, объясняя это необходимостью финансирования военных действий.

В Новой Зеландии с 1 апреля владельцы электромобилей платят 42 евро, а владельцы гибридов — 21 евро за каждые 1000 км пробега. В канадской провинции Альберта с 2025 года планируется ввести ежегодный сбор в 135 евро за регистрацию электромобиля, что, по расчетам властей, принесет в бюджет миллионы.

МЭА предлагает и другие меры, например, введение платы за въезд в перегруженные центры городов, что, по мнению экспертов, также поможет снизить пробки и уровень загрязнения воздуха.

Снижение доходов от топлива — неизбежное следствие электрификации транспорта. В ЕС, где в 2022 году лишь 1,2% автомобилей были электрическими, переход будет долгим и болезненным. Как отмечает аналитик Хавьер Эрнандес, страны Союза пока крайне осторожны и не решаются на меры, которые могли бы замедлить распространение электромобилей.

Реакция автопрома: сбавить обороты

Сокращение господдержки и введение новых налогов уже снижают спрос на электромобили, что заставляет автогигантов пересматривать планы. General Motors замедлила производство электромобилей и отложила открытие нового завода. Ford сократил выпуск электрического пикапа F-150 Lightning. Tesla предупредила, что темпы роста производства в этом году могут быть «значительно ниже».

Volkswagen отложил строительство одной из гигафабрик по производству аккумуляторов, сославшись на замедление роста рынка электромобилей в Европе. Президент Toyota Акио Тойода и вовсе скептически оценивает перспективы электромобилей, прогнозируя, что в будущем на их долю придется не более 30% мирового автопарка.

Рыночные реалии, судя по всему, уже скорректировали экономические прогнозы «Большой зеленой сделки». Однако политики в Брюсселе, похоже, еще не до конца осознали масштаб фискальных последствий своего амбициозного плана.

Владимир Добрынин

Обратите внимание: В 2023 году конфискация автомобилей злостных нарушителей ПДД продолжается - в Башкортостане конфискован ВАЗ-2109 четырежды (.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Продолжается снижение налоговых поступлений.