![]()
Государственная Дума РФ отказалась рассматривать сразу две законодательные инициативы, направленные на изменение системы транспортного налогообложения. Оба документа были сняты с повестки и возвращены авторам.
Попытка полной отмены транспортного налога
Как сообщают профильные издания, в парламент регулярно вносятся предложения об отмене транспортного сбора для всех автовладельцев или отдельных льготных категорий (инвалидов, многодетных семей). Очередная такая инициатива была представлена фракцией «Справедливая Россия» 19 марта 2024 года. Её суть заключалась в полном упразднении главы 28 Налогового кодекса РФ, которая регулирует взимание транспортного налога.
![]()
Авторы законопроекта указывали на изначальную цель налога — аккумулирование средств на дорожное хозяйство. Ключевой недостаток действующей системы они видят в том, что расчёт идёт от мощности двигателя, а не от реального использования автомобиля. Это приводит к ситуации, когда владелец, ежедневно эксплуатирующий машину, и автовладелец, выезжающий лишь несколько раз в год, платят одинаковую сумму. По мнению законодателей, более справедливым был бы принцип «платит тот, кто ездит», реализуемый через акцизы на топливо.
Акцизы на топливо как альтернатива
В пояснительной записке отмечается, что акцизные сборы с топлива уже сейчас поступают в бюджеты разных уровней, причём доля регионов постоянно растёт. Если в 2020 году субъекты РФ получали 66,6% от этих сборов, то к 2024 году их доля увеличилась до 74,9%. Почти 20% от стоимости каждого литра бензина составляет именно акциз, который ежегодно индексируется. Полная замена транспортного налога этими поступлениями, по замыслу авторов, сделала бы финансирование дорожной инфраструктуры более справедливым.
Основным контраргументом против отмены налога является риск сокращения доходов региональных бюджетов. Для компенсации этих потерь предлагалось перенаправить в бюджеты субъектов РФ ту часть акциза на топливо 5-го класса, которая сейчас идёт в федеральную казну.
Обратите внимание: В Набережных Челнах водитель маршрутки протаранил сразу две машины и сбежал.
Законопроект предполагал отмену налога с 1 января 2025 года. Однако 5 апреля 2024 года профильный комитет Госдумы снял его с рассмотрения. Формальной причиной стало несоответствие процедурным требованиям: отсутствие обязательных заключений Правительства РФ, что требуется статьями 104 и 105 Конституции и Регламентом Госдумы.
![]()
Несостоявшийся «налог на роскошь» для авто
Параллельно в Думе рассматривалась и другая инициатива, направленная на изменение налогообложения дорогих автомобилей. 2 апреля 2024 года был внесён законопроект о введении так называемого «налога на роскошь». Он предлагал дополнить Налоговый кодекс новой главой 25.5. К предметам роскоши предлагалось относить автомобили дороже 20 миллионов рублей.
![]()
Согласно тексту, этот сбор должен был быть разовым и уплачиваться при покупке и регистрации машины. Ставка планировалась прогрессивной, в зависимости от цены автомобиля:
- От 20 до 30 млн рублей – 1% от стоимости
- От 30 до 50 млн рублей – 2%
- От 50 до 100 млн рублей – 3%
- Свыше 100 млн рублей – 4%.
Вступление норм в силу также намечалось на 1 января 2025 года. Но судьба этой инициативы оказалась такой же: 2 мая 2024 года её сняли с рассмотрения и вернули авторам. Причина — идентичная первой: отсутствие официального отзыва от Правительства.
![]()
Таким образом, обе законодательные инициативы по реформе транспортного налога, внесённые в 2024 году, на текущий момент не актуальны и дальнейшему рассмотрению не подлежат. Действующая система налогообложения транспортных средств остаётся без изменений.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Госдума отклонила сразу два законопроекта о транспортном налоге.
