Актуальный обзор систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД в 2024 году показывает значительное расширение их возможностей и рост эффективности.
Рекордная эффективность и рост нарушений
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, статистика за 2023 год демонстрирует беспрецедентные показатели. В среднем одна камера фиксирует около 7.6 тысяч нарушений в год, что является абсолютным рекордом. Общее количество административных правонарушений, выявленных в сфере дорожного движения, достигло 240.1 миллиона, что на 17.6% больше, чем годом ранее. При этом подавляющее большинство — 92% или почти 221 миллион случаев — были зафиксированы автоматически с помощью камер. Этот сегмент показал рост на 20.3% по сравнению с 2022 годом.
Интересно, что такой рост произошел не столько из-за увеличения количества самих устройств (число стационарных комплексов выросло лишь на 9.8% до 25.2 тыс., а мобильных даже сократилось на 1.2% до 3.1 тыс.), сколько благодаря оснащению камер новыми функциями. Современные системы могут распознавать широкий спектр нарушений, что значительно повышает их «производительность».
![]()
Правовой статус мобильных комплексов («штативов»)
Среди автомобилистов часто возникает вопрос о законности так называемых «штативов» — мобильных систем фиксации, размещаемых на обочине. Путаница возникла после заявления министра внутренних дел Владимира Колокольцева от 1 июля 2022 года о прекращении использования инспекторами ГИБДД ручных радаров («фенов»).
Важно понимать разницу: запрет касался именно портативных устройств, которые инспектор держит в руках и наводит на автомобиль. Эти устаревшие модели часто не фиксировали изображение авто и номер, а только скорость, что создавало почву для злоупотреблений. «Штативы» же, несмотря на мобильность, работают в автоматическом режиме, и их использование полностью легально.
В ноябре 2022 года депутат Госдумы Ярослав Нилов анонсировал законопроект о запрете мобильных комплексов, аргументируя это их частым использованием не в аварийных местах, а там, где водители незначительно превышают скорость, что является способом увеличения штрафных поступлений. Однако этот документ был отправлен на доработку и до сих пор не рассмотрен. Таким образом, в 2024 году «штативы» по-прежнему законны и активно используются, эволюционируя в менее заметные для радар-детекторов модели с расширенным функционалом.
![]()
Новые правила установки предупреждающих знаков
С 1 марта 2021 года в России действует новый информационный знак 6.22 «Фото- и видеофиксация», пришедший на смену табличке 8.23. Ключевые изменения в правилах его применения:
- За городом: Знак должен устанавливаться за 150-300 метров до начала зоны контроля, а не в ее начале.
- В населенном пункте: Достаточно одного знака при въезде в город или поселок. Устанавливать указатель перед каждой камерой внутри населенного пункта не требуется.
- Автономность: Новый знак может устанавливаться самостоятельно, а не только в сочетании с другими знаками (например, «Ограничение скорости»).
- Допускается использование дополнительных указателей с направлением и расстоянием до камеры.
Важный нюанс: эти правила касаются стационарных камер. Мобильные комплексы, включая те, что встроены в патрульные автомобили, не требуют обязательной установки предупреждающих знаков. Кроме того, знак за городом лишь указывает на возможное место размещения мобильной камеры, которая в данный момент может находиться в другой точке маршрута.
Обратите внимание: Первая информация про суперкар Lamborghini LB48H для избранных.
Специализированные камеры: что фиксируют в 2024 году
Современные системы, часто благодаря доработке программного обеспечения и нейросетям, научились распознавать множество специфических нарушений.
Камеры на ремень безопасности
.jpeg)
Фиксация непристегнутых водителей и пассажиров ведется уже несколько лет, но массовый охват был достигнут в 2023 году. Если раньше камеры в основном «видели» только водителя, то теперь системы идентифицируют и пассажиров. Ответственность за всех непристегнутых в салоне, согласно статье 12.6 КоАП РФ, несет водитель — штраф составляет 1000 рублей. За 2023 год количество таких штрафов, выписанных автоматически, выросло с 4.7 до 8.2 миллионов.
Камеры на фары и использование телефона
![]()
Камеры, фиксирующие движение без включенного ближнего света или дневных ходовых огней, показали взрывной рост эффективности: с 34 тысяч нарушений в 2022 году до почти 375 тысяч в 2023. Системы делают несколько снимков, чтобы избежать ошибок со светодиодными фарами, и не штрафуют, если неисправна только одна фара из двух. По аналогичному алгоритму те же комплексы выявляют водителей, пользующихся мобильным телефоном за рулем.
Камеры на пешеходных переходах
![]()
С 2021 года в регионах внедряются системы (например, «Автозебра»), которые штрафуют водителей, не уступающих дорогу пешеходам на «зебре». Такие камеры уже работают в Красноярском крае, Кемеровской, Курской, Костромской, Тюменской областях, а с января 2024 года — и в Татарстане, где за первые дни оштрафовали более 400 водителей. Штраф по статье 12.18 КоАП РФ составляет от 1500 до 2000 рублей.
![]()
![]()
Камеры на трамвайных остановках
![]()
С 1 марта 2023 года, с введением новой разметки 1.17.2 (желтая зона трамвайной остановки на проезжей части), ужесточились правила. Если у остановившегося трамвая горит табличка «Внимание, пассажиры!», водители обязаны остановиться перед разметкой и пропустить людей, идущих к двери или от нее.

С января 2024 года камеры в Московской области начали автоматически фиксировать нарушителей этого правила. Штраф за непропуск пассажиров трамвая также регулируется статьей 12.18 КоАП и составляет 1500 рублей.
Камеры на островках безопасности
![]()
С марта 2023 года остановка и стоянка на направляющих островках и островках безопасности (разметка 1.16.1-1.16.3) запрещена. В апреле 2024 года ГИБДД Москвы сообщило, что камеры начали выписывать за это штрафы. Система фиксирует нарушение, если автомобиль стоит на таком островке более 5 минут. В Москве за это нарушение по части 5 статьи 12.19 КоАП РФ предусмотрен штраф в 2500 рублей.
Камеры для мотоциклистов
Весной 2024 года в Москве были адаптированы и введены в работу камеры, способные эффективно распознавать номера и нарушения мотоциклистов. Всего 1716 столичных камер теперь фиксируют у мотоциклов стандартные нарушения (превышение скорости, проезд под знаки, движение по выделенным полосам), а также специфические, например, езду без шлема.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Последняя информация про камеры ГИБДД 2024.
