Повышение утилизационного сбора в России: торг между защитой автопрома и ростом цен

Правительство России готово оперативно рассмотреть вопрос об увеличении утилизационного сбора на автомобили. Это предложение, озвученное в ходе обсуждения кандидатуры Дениса Мантурова на пост первого вице-премьера, направлено на поддержку отечественных автопроизводителей и создание стимулов для иностранных компаний инвестировать в локализацию производства в РФ. Однако эксперты предупреждают, что такая мера может спровоцировать новый виток роста цен на автомобили, что негативно скажется на потребительском спросе. Подробности обсуждались в статье «Известий».

Инициатива по индексации сборов за утилизацию автотранспорта и спецтехники была направлена в кабинет министров профильным комитетом Госдумы по промышленности и торговле. Как сообщил агентству «Интерфакс» глава комитета Владимир Гутенев, цель предложений — оградить российский автопром от демпинговых цен со стороны зарубежных, в первую очередь китайских, производителей. Гутенев отметил, что вопрос был поднят сразу после утверждения Михаила Мишустина председателем правительства.

Денис Мантуров, в свою очередь, пообещал оперативно проработать поступившие документы, подчеркнув налаженное взаимодействие с думским комитетом за время своей работы в Минпромторге.

Защитных барьеров недостаточно

Несмотря на то, что утилизационный сбор уже был существенно повышен в августе 2023 года (в среднем в три раза), представители российского автопрома считают эти меры недостаточными. Они утверждают, что текущий уровень защиты внутреннего рынка не создает для иностранных компаний весомых стимулов переходить от простого импорта машин к инвестициям в создание производств в России.

Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов на заседании экспертной группы при думском комитете привел наглядный пример: скидка на один популярный китайский внедорожник в России достигает 900 тысяч рублей, что в три раза превышает средний размер действующего утильсбора. По его словам, хотя «АвтоВАЗ» занимает более трети рынка по количеству проданных автомобилей, его финансовая доля составляет лишь около 9%. Остальные деньги, по мнению Соколова, «утекают» из страны, создавая добавленную стоимость за рубежом.

Участники экспертного обсуждения поддержали идею поэтапного повышения сборов для широкого спектра техники: от легковых и коммерческих автомобилей до сельхозтехники, автобусов и электромобилей. Максим Соколов озвучил конкретные цифры: для машин с двигателем 1-2 литра сбор должен вырасти с нынешних 300 тысяч рублей до 550 тысяч в 2024 году, до 660 тысяч к 2025-му и приблизиться к 1 миллиону рублей к 2029 году. По его мнению, такая политика заставит китайские компании активнее локализовывать производство и создавать совместные предприятия в России.

Рынок под давлением скидок и дороговизны

Парадокс текущей ситуации в том, что, с одной стороны, дилеры вынуждены предлагать значительные скидки для стимулирования спроса и распродажи складских запасов, сформированных в прошлом году. С другой — средневзвешенная цена нового автомобиля в России по итогам 2023 года выросла на 24%, достигнув почти 3 миллионов рублей.

Как отмечает заместитель гендиректора «Авилон АГ» Ренато Чукчев, доля автомобилей 2024 года выпуска на складах пока невелика, и давление скидок сохранится, хотя и может снизиться. Эксперты единодушны в том, что дальнейшее повышение утилизационного сбора неизбежно приведет к удорожанию машин, что, в свою очередь, затормозит и без того замедляющийся рост продаж. Сергей Целиков из «Автостата» указывает на снижение объема автокредитования в апреле как на признак охлаждения спроса.

Геополитический фактор и дилемма для Китая

Одной из ключевых целей повышения сбора является развитие локального производства. Однако, как отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, в текущих геополитических условиях возможности для этого ограничены. Решение китайских компаний создавать сборочные производства в России теперь во многом зависит от их реакции на давление со стороны Запада, который резко повышает пошлины на китайский автопром, особенно электромобили.

Если Китай пойдет на переговоры с США и ЕС, новые проекты в России могут оказаться под вопросом. Если же Китай решит переориентироваться на другие рынки, российское производство может стать для него привлекательной альтернативой. Шапарин подчеркивает, что окончательный размер утильсбора должен учитывать уровень локализации производства, предоставляя льготы тем, кто глубже локализуется. Для многих нынешних сборочных проектов резкий рост сбора может стать критичным.

«Важно найти баланс, который, с одной стороны, защитит отечественных производителей, а с другой — не приведет к обвалу спроса на новые автомобили», — резюмирует вице-президент НАС.

Эксперты прогнозируют компромисс

Большинство отраслевых аналитиков сходятся во мнении, что повышение утилизационного сбора состоится, но его итоговые размеры, скорее всего, будут значительно скорректированы в сторону уменьшения по сравнению с амбициозными предложениями «АвтоВАЗа». Звучит мнение, что озвученные цифры — это позиция для торга.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржалет считает, что первоначальные цифры слишком высоки и могут поставить крест на многих недавно запущенных проектах с низкой локализацией. Поэтому неизбежны переговоры и поиск компромиссной величины.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков полагает, что сработал классический принцип «попроси больше, чтобы получить хоть что-то». По его расчетам, для создания комфортных условий отечественным производителям малолитражек утильсбор необходимо увеличить не на сотни тысяч, а примерно на 600-700 тысяч рублей с учетом прошлогоднего повышения.

Таким образом, вопрос уже перешел из плоскости «будет или не будет» в плоскость «насколько и когда». Итоговое решение будет результатом сложного торга между интересами отечественного автопрома, необходимостью не обрушить рынок, геополитической конъюнктурой и давлением со стороны автодилеров.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эксперты прогнозируют «торг» относительно размеров утилизационного сбора.