Кандидат на должность первого вице-премьера РФ Денис Мантуров заявил, что Правительство РФ готово оперативно рассмотреть вопрос повышения платы за утилизацию. Мера направлена на защиту отечественных автопроизводителей и мотивацию иностранных компаний вкладывать деньги в развитие российского автопрома. Эксперты опасаются, что это может привести к резкому росту цен на автомобили. Более подробную информацию можно найти в статье «Известий».
Предложения по индексации платы за утилизацию автотранспортных средств и специального оборудования направлены в правительство комитетом по промышленности и торговле Палаты общин штата. По данным "Интерфакса", об этом заявил председатель комиссии Владимир Гутенев во время рассмотрения кандидатуры Дениса Мантурова».
"Мы направили предложения по повышению платы за утилизацию автомобилей, сельскохозяйственной и дорожной техники, чтобы защитить отечественных автопроизводителей от демпинга со стороны иностранных компаний", - сказал Гутенев. Он также отметил, что эти предложения прозвучали сразу после утверждения Михаила Мишустина на посту главы правительства.
Денис Мантуров, в свою очередь, пообещал оперативно изучить представленные документы и подчеркнул свое эффективное взаимодействие с комиссией в период исполнения обязанностей вице-премьера Минпромторга.
Недостаточно повысили
Плата за утилизацию уже была индексирована в августе прошлого года, а тарифы в среднем утроились. Но представители российского автопрома говорят, что этого недостаточно.
"Сегодняшние защитные барьеры на внутреннем рынке недостаточны для того, чтобы побудить иностранных автопроизводителей перейти от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестированию в развитие производства в нашей стране", - заявил ранее на пресс-конференции глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов заседание экспертной группы. Он находится в ведении комитета по промышленности и торговле Национальной палаты представителей. Он привел в пример один популярный в РФ внедорожник китайского производства, отметив, что его скидка составила 900 000 рублей, что в три раза превышает среднюю плату за утилизацию.
По словам Соколова, АвтоВАЗ численно охватывает более трети российского рынка, но финансово контролирует лишь около 9%. Остальные 90% средств "просто утекают из России, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие и поставщики комплектующих", сказал Соколов. Участники экспертной встречи поддержали идею увеличения сбора вторсырья.
В рамках обсуждений предложено поэтапно расширять масштабы сбора вторичной переработки легковых автомобилей, коммерческого транспорта, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, строительной техники, дорожной техники, автобусов и электромобилей.
Позже на заседании совета директоров федерации Максим Соколов озвучил необходимые значения показателя. В этом году утилизационный сбор для автомобилей с объемом двигателя 1-2 литра должен увеличиться с 300 000 рублей до 550 000 рублей. Глава АвтоВАЗа заявил, что к 2025 году необходимо увеличить объем вторсырья до 660 тысяч рублей, а к 2029 году - почти до 1 миллиона рублей.
По мнению Соколова, такая политика будет мотивировать китайские компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома, локализовать поставщиков на территории РФ и запускать совместные проекты с российскими автопроизводителями.
Скидки есть
Российские дилеры по-прежнему предлагают скидки на автомобили, чтобы оживить продажи.
— Что касается объема складов, то в прошлом году дилеры произвели больше автомобилей, чем в 2024 году. В цифрах более двух третей автомобилей будет произведено в 2023 году. А сейчас модель 2024 года выставлена только на трети складов, — рассказал «Известиям» Ренато Чукчев, заместитель генерального директора по новым автомобилям и официальным франчайзинговым продажам Avilon AG. По его мнению, захват спроса за счет скидок не исчезнет, но его уровень снизится.
Между тем, по итогам 2023 года средневзвешенная цена новых легковых автомобилей в России выросла на 24% по сравнению с 2022 годом, достигнув почти 3 млн рублей. Эксперты опасаются, что дальнейшее увеличение лома окажет негативное влияние на авторынок.
— Повышение процентных ставок неизбежно приведет к увеличению и без того достаточно высокой цены на автомобили. В результате если продажи автомобилей не снизятся, то, по крайней мере, темпы их роста значительно замедлятся, считает директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Цериков.
О замедлении спроса свидетельствует ситуация на рынке автокредитования, который в апреле упал на 8% по сравнению с мартом, отмечают аналитики Автостата».
Распутье для китайцев
Одной из задач увеличения сбора вторсырья является развитие локального производства автомобилей в России.
Обратите внимание: Эксперты: заправляться дизельным топливом нужно только на брендовых АЗС.
Однако в современной геополитической ситуации возможности в этом направлении весьма опосредованы, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ) Антон Шапарин.— Теперь вопрос о том, создавать ли в нашей стране собственный автосборочный завод, во многом зависит от желания самих китайских компаний-партнеров. В то же время западные страны оказывают на них серьезное давление. Недавно Соединенные Штаты решили немедленно в четыре раза повысить экспортные пошлины на электромобили китайского производства с 25% до 100%. Страны ЕС могут последовать аналогичному сценарию. В этих условиях все зависит от того, какую позицию займет Китай. Можно забыть, что если будет принято решение вести переговоры с США и ЕС, в нашей стране появятся новые базы по производству китайских автомобилей. Если Китай не смирится с таким запретом и решит переориентироваться на другие рынки, китайские автопроизводители увидят потенциал производства автомобилей, поскольку один из самых лакомых кусков мирового автомобильного «пирога» с еще большим энтузиазмом ринется в Россию на нашем производстве», — рассказал «Известиям» Шапарин.
Дальнейшее снижение платы за утилизацию может сделать ее убыточной для других российских автозаводов. Конечный размер «лома» зависит от уровня локализации. Чем глубже глубина, тем больше дотация со стороны государства. Большинство автомобильных заводов, работающих в Японии, имеют низкий уровень локализации.
— Я думаю, что мы и дальше будем наблюдать рост «вторсырья», но это будет существенным минусом для покупателей. Поэтому при определении масштабов увеличения использования очень важно найти баланс, который, с одной стороны, обеспечивает защиту отечественных производителей, а с другой – предотвращает резкое снижение спроса. Для новых автомобилей», — сказал вице-президент НАН.
Торг утилем красен
Другие эксперты также полагают, что плата за утилизацию вырастет, но скользящая сумма будет меньше суммы, озвученной Максимом Соколовым.
--Похоже, что вопрос о повышении платы за утилизацию почти решен. Вопрос в том, насколько большим будет повышение и когда оно вступит в силу. Ранее опубликованные цифры слишком высоки. Эти цифры просто аннулируют большинство запущенных в последнее время проектов по производству автомобилей, уровень локализации в которых пока еще низок. Поэтому, скорее всего, будут какие-то переговоры по поводу сбора вторсырья», — рассказал «Известиям» партнер аналитического института «Автостат» Игорь Морзалет.
Главный редактор журнала "The Rurum" Максим Кадаков считает, что предложение о повышении утилизационного сбора, озвученное главой АвтоВАЗа Максимом Соколовым, вряд ли будет принято в полной мере.
- Думаю, здесь сработал принцип «попросишь больше, дадут меньше». По моим расчетам, для того, чтобы отечественные производители моделей с двигателями до 2 литров чувствовали себя более-менее комфортно по сравнению с зарубежными производителями, всего 600-700 долларов с учетом увеличения показателей утилизации в прошлом году должны быть увеличены. Тысяча рублей», — считает Кадаков.
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Эксперты прогнозируют «торг» относительно размеров утилизационного сбора.