Бронированные автомобили давно перестали быть атрибутом исключительно военных или инкассаторских служб. Сегодня их всё чаще выбирают политики, крупные бизнесмены и публичные лица, для которых безопасность — приоритет. Эти машины, внешне почти неотличимые от серийных моделей, проходят полную и глубокую переделку, превращаясь в высокотехнологичные крепости на колёсах. Как же создаются такие автомобили и что скрывается за их обычным видом?
Два подхода к созданию бронированных автомобилей
Рынок бронированных автомобилей сегодня представлен двумя основными игроками. С одной стороны, это специализированные тюнинговые ателье, которые полностью разбирают серийный автомобиль-донор и усиливают его конструкцию. Они приваривают бронелисты к кузову, устанавливают многослойные стёкла повышенной толщины, монтируют защитные панели на критически важные узлы (топливную систему, аккумулятор, тормозные магистрали). По желанию клиента машина может быть оснащена системами пожаротушения, защиты от химической атаки, спецсвязью и даже устройствами для постановки дымовой завесы.

С другой стороны, многие премиальные автопроизводители, такие как Mercedes-Benz, BMW, Audi и Land Rover, теперь предлагают бронированные версии своих флагманских моделей, собираемые «с нуля» на заводе. В их конструкцию изначально заложены усиленные элементы и учтён возросший вес. Однако уровень защиты не всегда зависит от способа производства. Например, доработанный специалистами Aurum Security внедорожник Toyota Land Cruiser 200 демонстрирует тот же высший класс защиты VR10, что и заводской Mercedes-Benz S-Class Guard предыдущего поколения.
Классификация защиты: от пистолетных пуль до противотанковых мин
Современным стандартом для оценки стойкости бронированных автомобилей является 14-уровневая классификация VPAM (от VR1 до VR10 и специальные уровни). Она пришла на смену устаревшей системе, где высшим классом был B7 (ныне примерно соответствует VR9). Автомобиль, сертифицированный по высшему классу VR10, способен выдержать обстрел из автомата Калашникова и бронебойно-зажигательными патронами из снайперской винтовки Драгунова.

Но и это не предел. Такая машина защищена от подрыва под днищем 6-килограммовой тротиловой мины, а её кузов должен устоять при боковом взрыве мощностью 120 кг в тротиловом эквиваленте с расстояния всего 4 метра. Для достижения такого уровня толщина бронелистов должна составлять не менее 18 миллиметров.

Однако спрос существует и на автомобили с более умеренной защитой. Например, BMW X5 Protection (VR6), популярный в регионах с высоким уровнем уличной преступности, защищает от огня из пистолетов и автоматов при использовании обычных (не бронебойных) пуль. Седаны Audi A8 Security (VR7) и внедорожник Range Rover Sentinel (VR8) уже способны противостоять автоматическому оружию и осколкам гранат.
Почему не все выбирают максимальную защиту?
Выбор класса бронирования — это всегда компромисс. Во-первых, стоимость. Технологии создания брони (использование комбинаций стали, кевлара, керамики и специальных полимеров) держатся в секрете и очень дороги. Чем выше уровень, тем глубже вмешательство в конструкцию и тем больше зон кузова требуется усилить.
Обратите внимание: Мечты сбываются. Новый Роллс-Ройс за 50 тысяч долларов..

Во-вторых, вес. Бронированный автомобиль высшего класса может весить вдвое больше своего серийного аналога. Толщина стёкол alone может достигать 100 мм. Именно поэтому за основу часто берутся большие внедорожники и седаны — только их мощные двигатели и прочная платформа могут справиться с массой до 5 тонн без полной потери динамики. Управление такой тяжёлой машиной — отдельное искусство, и многие производители даже организуют специальные курсы вождения для владельцев.
Скрытые доработки: что меняется помимо брони
Резкое увеличение массы требует кардинальной переделки многих систем. Подвеска усиливается, а иногда пневмобаллоны заменяются на традиционные пружины для большей надёжности. Модернизируется система охлаждения двигателя, который теперь работает под постоянной экстремальной нагрузкой. Часто усиливают трансмиссию и устанавливают тормозные механизмы увеличенного размера.

Отдельное внимание уделяется колёсам. Используются специальные «беспрокольные» шины (например, Michelin PAX), внутри которых находятся пластиковые вставки. Даже при полном простреле всех колёс на такой резине можно уехать на десятки километров со скоростью до 80 км/ч. Диски также имеют особую конструкцию, позволяющую удерживать шину даже при серьёзных повреждениях.
Как распознать и сколько стоит такая машина?
Философия скрытой брони предполагает минимальные внешние отличия от обычного автомобиля. Разглядеть их с расстояния в несколько метров практически невозможно. Самые заметные признаки — утолщённые стёкла (их край в проёме двери выглядит массивнее) и более «пухлые», накачанные под завязку покрышки. Иногда выдают наличие антенн спецсвязи или флагштоки.

Все подобные автомобили строятся исключительно под заказ, поэтому цена очень индивидуальна. Однако можно привести ориентиры: если стандартный Mercedes-Maybach S 680 в Германии стоит около 225 000 евро, то его бронированная версия Guard уровня VR10 обойдётся минимум в 550 000 евро. Доработанный Toyota Land Cruiser 200 от Aurum Security стоит около 300 000 евро, а Range Rover Sentinel предыдущего поколения с защитой VR8 — примерно 400 000 евро.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Внешне их непросто отличить от стандартных, но на самом деле переделываются они полностью.

