При покупке автомобиля, оснащенного гидромеханической автоматической коробкой передач, владелец в первую очередь оценит богатый ресурс этого агрегата по сравнению с более быстрым заранее выбранным «роботом» и более плавным вариатором. Также, если вы планируете использовать автомобиль в сложных условиях, например, на пересеченной местности, вам следует остановить свой выбор на автоматической коробке передач. Хотя «автомат» — это не то же самое, что «автомат» (читай — этот тип трансмиссии становится все более надежным), во всех случаях существуют четкие правила, которым следует следовать, чтобы продлить срок службы вашей АКПП. Более того, некоторые из них не описаны в руководствах по эксплуатации автомобилей.
Какие ошибки нельзя допускать при эксплуатации машины с «автоматом»
Неправильная парковка
Не во всех руководствах по эксплуатации указано, что парковка на уклоне вредна для автомобиля с автоматической коробкой передач, особенно в мороз. Однако, особенно зимой, когда масло загустевает, при запуске двигателя автомобиля, стоящего на склоне, смазочное масло изначально плохо прокачивается не только в каналы ДВС, но и в трансмиссию.
Также не следует парковать автомобиль на уклоне, так как в этом случае увеличивается нагрузка на запорный механизм «автомата», блокирующий выходной вал коробки в режиме парковки. При этом не имеет значения, активируется ли блокировка механическим нажатием селектора или сервоприводом. В обоих случаях шипы и шестерни несут на себе весь вес автомобиля, припаркованного на склоне.
Если автомобиль перейдет в режим парковки без включения стояночного тормоза, то детали механизма постепенно деформируются и трос привода управления коробкой передач выдергивается. В результате возникли такие проблемы, как сложность включения и выключения режима P даже на ровной поверхности. Итак вывод - если у вас нет выбора при парковке на уклоне, обязательно затягивайте ручник до тех пор, пока автоселектор не перейдет в режим парковки.
Агрессивная езда
Активные стили вождения, такие как нажатие на педаль газа в пол, резкий старт и торможение, также действуют против автоматических коробок передач. Дрифт и трогание с места двумя педалями, нажатие педалей акселератора и тормоза в режиме D, увеличение оборотов двигателя, а затем отпускание тормозов также очень вредны для АКПП.
При этом ущерб, причиненный АКПП Шумахера, становится более очевидным, если ехать сразу на холодной машине. Некоторые модели АКПП даже более чувствительны к холодным нагрузкам, чем двигатель. Если «авто» сильно нагружен в «холодном» состоянии, то может быть сдавлен сальник и даже сальники в гидроблоке.
Неосторожная езда
«Спешите» обычно активирует режимы движения или парковки, не доводя автомобиль до полной остановки. Такая практика крайне вредна для трансмиссии из-за повышенной нагрузки на узлы АКПП. Если связь селектора АКПП с коробкой передач реализована не электронно, а осуществляется с помощью троса, то при выборе режима Р на не полностью остановленной машине может образовываться металлическая стружка от трения элементов коробки передач, что приводит к сокращение срока службы автоматов».
По этой же причине следует быть очень осторожным при движении с применением качающейся техники, например, с заснеженной парковки или бездорожья. Выходить из режимов D и R следует строго полным торможением, обеспечивая наличие пауз между переключениями.
Также не следует включать режим движения при движении на нейтральной передаче. Продолжение движения в таком режиме может привести к повреждению коробки передач. И наконец, не забывайте использовать ручной тормоз при трогании в гору. Переключение передач назад в режиме движения не продлит срок службы сцепления.
Экстремальные нагрузки
Если проскальзывание продолжается длительное время, масло в трансмиссии может перегреться. Возможно даже, что сцепление сгорит и «автомат» перейдет в аварийный режим. Кроме того, в этом случае, если система охлаждения коробки будет недостаточно эффективной, увеличится расход топлива и могут выйти из строя фрикционные диски.
Вообще говоря, запрета на буксировку прицепа с разрешенной массой нет, но буксировать или вытаскивать другое транспортное средство не следует, поскольку АКПП будет подвергаться экстремальным нагрузкам.
Кроме того, не следует запускать двигатель автомобиля с АКПП с толкателя, предварительно разогнав автомобиль с селектором в положении N. Входной вал в это время не вращается, а насос еще не создал необходимое давление масла; Поэтому элементы трансмиссии могут быть повреждены.
Отказ от прогрева трансмиссии
Чтобы обеспечить оптимальную работу автоматической коробки передач, коробку передач, как и двигатель, перед поездкой необходимо прогревать. Сначала следует дать двигателю поработать на холостом ходу хотя бы несколько минут. В случае сильного мороза можно стимулировать нагрев трансмиссионной смазки, переведя селектор коробки передач в положение «Вперед» или «Задний ход» и удерживая ногу на тормозе.
В результате крутящий момент от двигателя перейдет к гидротрансформатору, а масло будет быстрее нагреваться и передавать тепло элементам трансмиссии. В течение первых 5–10 минут езды не следует резко ускоряться, чтобы автоматическая коробка передач достигла рабочей температуры. Даже летом не желательно ехать сразу после запуска двигателя. Двигатель и коробку передач необходимо прогреть не менее 2-3 минут.
Уровень и состояние смазки необходимо проверять
Водителям следует регулярно проверять днище автомобиля на предмет утечек и оценивать состояние и уровень трансмиссионной жидкости (если такая возможность предусмотрена конструкцией). Большинство модификаций трансмиссии имеют механический щуп, позволяющий не только проверить уровень масла (который не должен опускаться ниже отметки «минимум»), но и оценить его цвет и консистенцию.
Цвет трансмиссионной жидкости должен быть скорее красным, чем грязно-коричневым.Кроме того, «трансмиссионное устройство» должно быть очищено от сажи и металлических включений. Если в масле видны характерные светлые полосы, это может указывать на наличие пены. Дополнительно состояние рабочей жидкости внутри коробки передач можно определить по ее запаху – не должно быть признаков горения, что свидетельствует о перегреве коробки передач, что может привести к износу ее компонентов.
Как следует обслуживать «автомат»
Вам следует обратиться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы определить оптимальный интервал замены трансмиссионной жидкости. Большинство производителей автомобилей рекомендуют полную замену трансмиссионной жидкости каждые 60-90 000 километров пробега. Однако в сложных дорожных условиях частоту этой операции следует увеличить примерно в два раза. Речь идет конкретно о регулярной езде в мороз, по бездорожью и в городских пробках.
В этом случае вы просто меняете масло на одобренное производителем конкретно для вашей модели и модификации (например, рекомендации по маслу и правила замены разные для «механики» и «автомата» автомобилей). В противном случае передача может быстро завершиться неудачно.
Почему менять масло в «автомате» следует на сервисе
Замена масла в АКПП – более сложный и дорогостоящий процесс, чем в МКПП. Дело в том, что из-за конструктивных особенностей «автомата» слить весь объем «трансмиссии» в гараже просто невозможно – потеряется максимум половина смазки. Для полной замены необходимо специальное оборудование, позволяющее фактически заменить старое масло на свежее (так называемый вариант аппаратной замены).
Виды замены масла в трансмиссии
В зависимости от модели автомобиля, возраста и его эксплуатационных характеристик специалисты рекомендуют полную или частичную замену трансмиссионной жидкости. Перед полной заменой моторного масла рекомендуется подождать, пока автомобиль проедет 100 000 километров. Его история хорошо известна, а это значит, что вы абсолютно уверены, что смазка менялась в строгом соответствии с регламентом.
В то же время, если вы покупаете подержанный автомобиль с пробегом в «сотни» или десятки тысяч километров и не уверены, менялось ли трансмиссионное масло, полностью заменять «железо» не рекомендуется. В противном случае свежее масло, содержащее активные моющие присадки, может привести к отслаиванию утолщенных частей, отложившихся на стенках устройства, и закупорке тонких каналов корпуса клапана.
В этом случае специалисты рекомендуют либо частичную замену, то есть самотеком удалить старое масло из коробки и заменить недостающий объем маслом с теми же свойствами, либо рекомендуют отказаться от замены полностью, так как в конечном итоге это может привести к более вред, чем польза.
Что будет, если не менять масло в «автомате»
Даже при аккуратном вождении в большинстве АКПП после 60 000 километров пробега снижается эффективность смазки, увеличивается количество продуктов износа, снижается очищающая способность, в результате чего образуются отложения.
Дальнейшая деградация масла в АКПП может привести к прогару сцепления и увеличению объема абразивов (проще говоря, металлической стружки и сажи), которые со временем могут засорить гидроблок, вызывая перебои в подаче масла на фрикционы элементы автоматической коробки передач. В результате могут возникнуть рывки и задержки при переключении передач, а трансмиссия может выйти из строя. Эта опасность грозит в основном трансмиссиям с большим пробегом, в которых ни разу не менялось масло.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Авто Mail.