Популярность Европейского протокола — упрощённой процедуры оформления незначительных ДТП без вызова сотрудников ГИБДД — продолжает снижаться уже второй год подряд. Об этом свидетельствуют данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД. Основными причинами такой тенденции эксперты называют опасения водителей, что выплаты по страховке не покроют реальные расходы на ремонт из-за роста цен на запчасти, а также общее падение доверия к системе ОСАГО. Страховые компании, в свою очередь, связывают снижение числа обращений по Европротоколу с успешной борьбой против мошеннических схем.

Статистика показывает спад
Согласно обзору, подготовленному Центром безопасности дорожного движения МВД, доля мелких аварий, оформленных без участия дорожной полиции, достигла пика в 40% в 2021 году. Однако к 2023 году этот показатель снизился до 34%. В абсолютных цифрах: в 2023 году по упрощённой схеме было зарегистрировано 816 тысяч происшествий, что на 91 тысячу меньше, чем годом ранее.
Как работает Европротокол и почему его боятся
Напомним, что Европротокол позволяет водителям, невиновным в аварии, получить страховую выплату до 400 000 рублей, если между участниками нет разногласий и обстоятельства ДТП корректно зафиксированы. При наличии споров или отсутствии необходимых фотоматериалов лимит снижается до 100 000 рублей. Однако протокол не применяется при ДТП с участием более двух машин, если один из водителей скрылся или не застрахован.

Средний размер выплаты по Европротоколу в 2023 году составил 51,8 тысячи рублей. При этом, как отмечают в МВД, рост цен на ремонт и запчасти (по данным Росстата, на 8,5% за год) заставляет водителей сомневаться, что даже максимальной суммы в 400 тысяч рублей хватит для полноценного восстановления автомобиля. Это вынуждает их чаще вызывать инспекторов ГИБДД для официальной фиксации ущерба.
Мошенничество и региональные различия
Российский союз автостраховщиков (РСА) видит причину спада в эффективной борьбе с мошенничеством. Во многих регионах Европротокол активно использовался для оформления фиктивных страховых случаев. Например, в Чечне, Дагестане и Приморском крае доля аварий, оформленных без ГИБДД, в разы превышает среднероссийский показатель и достигает 60-65%. По мере ужесточения контроля со стороны страховщиков число таких «подозрительных» протоколов закономерно сокращается.

Кризис доверия к системе ОСАГО
Эксперты автомобильной отрасли считают, что корень проблемы — в системном кризисе доверия к ОСАГО. «Люди перестали верить, что страховка их защитит. Многие уверены, что максимум, на что можно рассчитывать, — это 100 тысяч рублей, которых на ремонт сегодня не хватит», — комментирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, это, а также длительное восстановление скидок за безаварийную езду (коэффициент бонус-малус) подталкивает водителей к самостоятельным договорённостям на месте или к обращению в суд для взыскания ущерба с виновника.
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский добавляет: «Запчасти и работы дорожают, и даже 400 тысяч рублей может не хватить. Проще сразу зафиксировать ДТП с инспектором, чтобы потом иметь официальные документы для суда».

Параллельная проблема: рост числа незастрахованных водителей
Ситуацию усугубляет рост стоимости полисов ОСАГО, из-за чего многие водители предпочитают ездить без страховки. Хотя в среднем по стране доля незастрахованных автомобилей снизилась с 9,6% до 8,3%, в некоторых регионах, таких как Ингушетия (77,8%) и Чечня (60%), этот показатель остаётся катастрофически высоким. Отсутствие полиса ОСАГО уже несколько лет стабильно входит в тройку самых частых нарушений, фиксируемых инспекторами.
Обратите внимание: Раллийную Шкоду за $200 тысяч нашли разобранной посреди поля.
Таким образом, Европротокол, внедрявшийся для упрощения жизни автомобилистов, столкнулся с комплексом проблем: экономическими (инфляция), криминальными (мошенничество) и системными (потеря доверия к ОСАГО). Без их решения популярность этого инструмента вряд ли восстановится.
Иван Буланов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Внедряемая с таким трудом система теряет популярность среди водителей.

