Современный автомобиль — это сложнейшая система, насыщенная электроникой и механизмами, призванными обеспечить безопасность. Однако история автопрома знает и обратные примеры, когда инженерные просчеты в проектировании узлов и агрегатов приводили к трагическим последствиям, массовым отзывам и подрыву репутации брендов.
Кризис подушек безопасности Takata: глобальный скандал
Одним из самых масштабных и печально известных провалов в автомобильной промышленности стала история с газогенераторами подушек безопасности японской компании Takata. Начиная с 2000-х годов, эти компоненты были установлены более чем на 100 миллионах автомобилей по всему миру. В список пострадавших брендов вошли гиганты индустрии: японские Nissan, Toyota, Mitsubishi, Subaru, Mazda, Honda и Isuzu, американские Ford, Chrysler, General Motors и Tesla, а также европейские Audi и BMW.

Проблема крылась в химической нестабильности аммиачной селитры, используемой в пиропатронах. Её свойства критически менялись под воздействием перепадов температуры и влажности, что делало срабатывание подушек непредсказуемым: они могли не раскрыться, сработать слишком слабо или, наоборот, с чрезмерной силой. В последнем случае происходил разрыв металлического корпуса генератора, и осколки летели в салон. Эта инженерная ошибка стала причиной гибели как минимум 24 человек и травм около 300 по всему миру. Массовый отзыв более 100 миллионов автомобилей привел компанию Takata к банкротству.
Уязвимые ремни безопасности
Второй крупный инженерный промах также связан с именем Takata. Речь идет о пряжках ремней безопасности моделей 52X и A7X, которые производились с 1986 по 1991 год и устанавливались на автомобили Honda, Mazda, Nissan, Subaru, Isuzu, Daihatsu, Chrysler, GM и Ford. В 1995 году в США был инициирован масштабный отзыв, потребовавший замены этой детали примерно в 9 миллионах автомобилей.

Конструктивный дефект заключался в материале — пряжки были изготовлены из АБС-пластика, который под длительным воздействием ультрафиолета и высоких температур становился хрупким и начинал крошиться. Это могло приводить к заклиниванию запирающего механизма: ремень либо не фиксировался, либо самопроизвольно расстегивался в момент аварии, сводя на нет свою основную защитную функцию. Точное количество пострадавших от этой проблемы не оглашалось.
«Залипающая педаль» газа у Toyota
Крупнейший скандал в истории Toyota был связан с конструкцией педали акселератора. В 2007-2009 годах Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) выявила, что коврики в салоне, в частности в модели Lexus ES350, могли непреднамеренно блокировать педаль газа в нажатом положении.
Обратите внимание: Новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году.
Трагическим подтверждением опасности дефекта стала гибель семьи в Калифорнии. В результате компании пришлось отозвать около 9 миллионов автомобилей Toyota и Lexus по всему миру. Скандал нанес огромный репутационный ущерб и обошесь автопроизводителю более чем в $1 млрд. Жертвами этой инженерной ошибки стали более 20 человек.
Забыли приварить: просчет Subaru
Около пяти лет назад Subaru столкнулась с серьезным производственным дефектом, выявленным экспертами NHTSA в США. Проблема касалась кроссовера Ascent и заключалась в нарушении технологии сварки кузова. В частности, на средней стойке оказалось недостаточно сварных швов, что критически снижало жесткость кузова и, как следствие, уровень пассивной безопасности для водителя и пассажиров при боковом ударе.

Дефект был обнаружен у 293 автомобилей, сошедших с конвейера в июле 2018 года. Девять из них успели попасть к покупателям. В рамках отзыва все эти машины были заменены на новые, с правильно выполненной сваркой. Компания также полностью компенсировала владельцам все сопутствующие расходы.
Недержание «автомата»: роковая халатность
В 1970-80-х годах распространенной и крайне опасной проблемой стал дефектный стопор шестерни в автоматических коробках передач (АКПП). Неисправный механизм мог самопроизвольно переключать селектор из положения паркинга (P) в положение заднего хода (R), особенно если автомобиль был припаркован без задействования стояночного тормоза. В результате машина могла начать движение без водителя.

Особенно часто проблема встречалась на АКПП моделей C-3, C-4, C-6 и FMX от Ford, а также коробках Jatco. По данным США, этот просчет стал причиной около 6000 инцидентов, в которых пострадали более 1700 человек и погибли около 100. Вместо масштабной и дорогостоящей замены дефектных коробок на десятках миллионов автомобилей, производители пошли по пути наименьшего сопротивления: они разослали владельцам памятки и наклейки с напоминанием всегда использовать ручной тормоз.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вспоминаем о просчетах при проектировании машин, их узлов и агрегатов, которые обернулись тысячами пострадавших и стали причиной более сотни смертей.
