МВД России ужесточает контроль за техосмотром: новые правила и риски для экспертов в 2024 году

19 апреля 2024 года Министерство внутренних дел России вынесло на общественное обсуждение проект нового приказа, направленного на усиление контроля за процедурой технического осмотра транспортных средств. Это очередной шаг в борьбе с нарушениями при выдаче диагностических карт.

Кому не нужен техосмотр с 2021 года?

Напомним, что с конца 2021 года, после подписания президентом Владимиром Путиным Федерального закона № 494-ФЗ, для ряда владельцев транспортных средств обязательный периодический техосмотр был отменен. Это решение касается частных лиц, использующих свой транспорт исключительно для личных нужд.

Категории транспорта, освобожденные от регулярного ТО:

  • Легковые автомобили (категория М1): Если автомобиль используется владельцем для личных целей, не участвует в коммерческих перевозках, не продается, не меняет собственника и в его конструкцию не вносятся изменения, проходить ежегодный техосмотр не требуется.
  • Мотоциклы и мопеды (категория L): Аналогичные условия действуют для двухколесного транспорта, используемого в личных целях без коммерческой эксплуатации и изменений конструкции.

Когда диагностическая карта все еще обязательна?

Несмотря на послабления для частников, техосмотр остается обязательным для всего коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков. Кроме того, диагностическая карта потребуется в ГИБДД в следующих случаях, даже для личного транспорта:

  • Первичная регистрация автомобиля или мотоцикла старше 4 лет (с учетом года выпуска).
  • Оформление сделки купли-продажи (смена владельца) для ТС старше 4 лет.
  • Внесение изменений в конструкцию автомобиля или замена его основных агрегатов (двигатель, кузов, рама).

Важно отметить, что для этих регистрационных действий карта техосмотра нужна для всех транспортных средств, кроме упомянутых личных автомобилей, мотоциклов и легких прицепов (категории О1 и О2) массой до 3,5 тонн.

Новые меры контроля: борьба с "фотошопом" и фиктивными осмотрами

Система техосмотра в России постоянно ужесточается. Ранее были введены обязательная фотофиксация автомобиля на пункте ТО и требование делать фото эксперта рядом с проверяемой машиной. Однако, как отмечают в МВД, это не искоренило нарушения. Распространенной практикой остаётся формальный "проезд" автомобиля через пункт, съемка на въезде и выезде с последующей выдачей карты. Эксперты также прибегают к редактированию фотографий, подменяя номера или цвет автомобиля в графических редакторах.

Новый проект приказа МВД направлен именно на выявление таких махинаций с фотоотчетностью в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО).

Ключевые риски для технических экспертов

В документе прописан перечень риск-индикаторов, при выявлении которых будет запускаться проверка. К ним относятся:

  • Ошибки в данных о тахографе: Три случая внесения неверных сведений о тахографе в диагностическую карту.
  • Признаки редактирования фото: Три факта загрузки в ЕАИСТО в течение двух месяцев фотографий с явными признаками монтажа или обработки.
  • Несоответствие дат: Три случая, когда на фотоснимках элементы (одежда, погода, обстановка) не соответствуют заявленной дате проведения осмотра.
  • "Природные" снимки в помещении: Три факта загрузки фотографий, на которых в закрытом помещении пункта ТО видны элементы природного ландшафта (деревья, поля), что указывает на использование старых или чужих снимков.
  • Подделка подписей: Три случая, когда в системе зафиксированы подписи разных технических экспертов от одного оператора, а на фото виден один и тот же человек.
  • Систематические нарушения: Пять и более фактов нарушений, описанных выше, выявленные в течение трех месяцев.

Последствия для нарушителей

Если проверка подтвердит нарушения, последствия будут серьезными. ГИБДД, как оператор системы ЕАИСТО, получит право аннулировать выданные диагностические карты. Самому техническому эксперту грозит административный штраф и лишение аккредитации, то есть права заниматься этой деятельностью.

Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 3 мая 2024 года. Ожидается, что новые правила позволят повысить прозрачность процедуры техосмотра и снизят количество недобросовестных пунктов проверки.

Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 19 апреля 2024 года МВД России опубликовало проект приказа по ужесточению контроля за техосмотром.