После окончания Второй мировой войны автомобили марки BMW, вопреки расхожему мнению, почти пять лет выпускались на территории, контролируемой Советским Союзом. Эти машины, созданные под советским влиянием, затем поставлялись в СССР и другие страны. Уникальная история послевоенного возрождения немецкого бренда началась с решения, в котором, по некоторым данным, ключевую роль сыграл маршал Георгий Жуков.
Немецкий завод в советской зоне

Хотя сегодня BMW прочно ассоциируется с Баварией, до 1950-х годов основное производство автомобилей этой марки было сосредоточено не в Мюнхене, а в Айзенахе, столице Тюрингии. Завод здесь имеет долгую историю, а в конце 1920-х годов его приобрела мюнхенская компания BMW. После войны, согласно решениям Ялтинской конференции, Тюрингия вошла в советскую оккупационную зону. Часть оборудования предприятия была вывезена в СССР, где на его основе начали выпускать мотоцикл М-72 (копию BMW R71). Однако уже в октябре 1945 года, под управлением Советской военной администрации в Германии (СВАГ), было принято судьбоносное решение — возобновить в Айзенахе выпуск довоенных автомобилей BMW. Согласно распространённой, хотя и не имеющей строгих документальных подтверждений версии, инициатива исходила от самих немецких рабочих, которые лично обратились к маршалу Георгию Жукову, показав ему седан BMW 321. Как главнокомандующий советскими оккупационными войсками, Жуков обладал полномочиями для принятия такого решения. Завод вошёл в состав советско-германского акционерного общества «Автовело» (Autowelo).
Возрождение довоенных моделей

Первые послевоенные BMW были продолжением довоенной линейки, индексы всех моделей которой начинались с цифры 3. Основу производства составили проверенные рамные седаны — двухдверный BMW 321 и более крупный четырёхдверный BMW 326. Они оснащались надёжным рядным шестицилиндровым двигателем объёмом 2 литра. Также возобновился выпуск элегантных спортивных купе и кабриолетов BMW 327 и легендарного родстера BMW 328. Технически автомобили отличались передовыми для своего времени решениями: четырёхступенчатой коробкой передач, торсионной подвеской, реечным рулевым управлением и даже простейшей противоугонной системой. Интересно, что в оккупированной американцами Баварии производство мотоциклов BMW удалось наладить только в 1948 году, тогда как в советской зоне первые 68 автомобилей BMW 321 собрали ещё в 1945-м из оставшихся деталей.
Трудности послевоенного производства

Восстановление производства в условиях послевоенной разрухи было сопряжено с огромными трудностями. Завод в Айзенахе зависел от более чем 250 поставщиков, многие из которых находились в западных оккупационных зонах или были разорены. Поставки комплектующих были нерегулярными, а их качество — часто низким, что сказывалось на качестве конечной продукции. В документах того времени неоднократно отмечалось, что послевоенные BMW уступают довоенным. Однако коллективу завода удалось постепенно наладить собственное производство многих узлов. Уже в 1946 году было собрано 1371 автомобиль BMW 321. Большая часть машин оставалась в Германии, распределяясь между советскими и новыми немецкими учреждениями, но значительная партия отправлялась в СССР как репарационные поставки через организации «Внешторг» и «Техноэкспорт». В 1947 году в Союз отправили 1525 автомобилей, все они предназначались для государственных нужд.
Создание послевоенной модели: BMW 340

Несмотря на все сложности, инженеры в Айзенахе не стояли на месте. Уже в 1947 году началась разработка новой, модернизированной модели, которая в 1949 году пошла в серию под индексом BMW 340. Эта машина, созданная уже в Германской Демократической Республике (ГДР), базировалась на довоенном кузове BMW 326, но получила обновлённый дизайн с крупными фарами, интегрированными в крылья, и полностью переработанный интерьер с рычагом переключения передач на рулевой колонке.

По своему классу BMW 340 стала прямым конкурентом советской «Победы» ГАЗ М-20 и даже превосходила её по ряду параметров. Немецкий автомобиль, будучи рамным, оснащался более современным верхнеклапанным 55-сильным двигателем (против 50-сильного нижнеклапанного у «Победы»), 4-ступенчатой коробкой передач, реечным рулевым управлением и торсионной подвеской. Максимальная скорость составляла 120 км/ч против 105 км/ч у ГАЗ М-20. Кроме того, BMW 340 имела централизованную систему смазки шасси, которую позже позаимствовали для первой «Волги» ГАЗ-21. Выпускались также универсал и фургон, правда, малыми сериями. В СССР эти автомобили по-прежнему поступали в госучреждения и лишь спустя годы, будучи списанными, могли попасть в частные руки.
Конец эпохи: от BMW к EMW и «Вартбургу»

Параллельно с седанами в Айзенахе возродили и выпуск роскошного спортивного купе BMW 327, который продавался в Восточной Германии, но был недоступен для простых граждан из-за высокой цены. Его владельцами стали известные деятели культуры ГДР, такие как Бертольт Брехт.

К началу 1950-х годов ситуация изменилась. С одной стороны, Западная Германия возобновила выпуск автомобилей под маркой BMW (модель 501). С другой — Восточная Германия, испытывавшая экономические трудности, сократила репарационные поставки. Это привело к юридическому конфликту за право на бренд и знаменитую сине-белую эмблему. В итоге мюнхенская компания отстояла свои права, и с 1952 года автомобили из Айзенаха стали называться EMW (Eisenacher Motoren Werke — Айзенахский моторный завод), а их эмблема сменила цвета на красно-белые. Производство EMW 340 продолжалось до 1955 года, после чего ему на смену пришла модель с двухтактным двигателем, получившая историческое для завода название «Вартбург». Так закончилась почти десятилетняя эпоха «советских» BMW, оставившая свой след как в истории немецкого автопрома, так и на дорогах послевоенного СССР.

Многие из тех репарационных и трофейных BMW десятилетиями служили в СССР, переживали переделки и ремонты. Некоторые из этих машин, ставших свидетелями уникального исторического периода, сохранились до наших дней и бережно восстанавливаются энтузиастами.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Автоисторик Канунников рассказал, как маршал Жуков возродил BMW.