Как маршал Жуков и СССР помогли возродить производство BMW после войны

После окончания Второй мировой войны автомобили марки BMW, вопреки расхожему мнению, почти пять лет выпускались на территории, контролируемой Советским Союзом. Эти машины, созданные под советским влиянием, затем поставлялись в СССР и другие страны. Уникальная история послевоенного возрождения немецкого бренда началась с решения, в котором, по некоторым данным, ключевую роль сыграл маршал Георгий Жуков.

Немецкий завод в советской зоне

Хотя сегодня BMW прочно ассоциируется с Баварией, до 1950-х годов основное производство автомобилей этой марки было сосредоточено не в Мюнхене, а в Айзенахе, столице Тюрингии. Завод здесь имеет долгую историю, а в конце 1920-х годов его приобрела мюнхенская компания BMW. После войны, согласно решениям Ялтинской конференции, Тюрингия вошла в советскую оккупационную зону. Часть оборудования предприятия была вывезена в СССР, где на его основе начали выпускать мотоцикл М-72 (копию BMW R71). Однако уже в октябре 1945 года, под управлением Советской военной администрации в Германии (СВАГ), было принято судьбоносное решение — возобновить в Айзенахе выпуск довоенных автомобилей BMW. Согласно распространённой, хотя и не имеющей строгих документальных подтверждений версии, инициатива исходила от самих немецких рабочих, которые лично обратились к маршалу Георгию Жукову, показав ему седан BMW 321. Как главнокомандующий советскими оккупационными войсками, Жуков обладал полномочиями для принятия такого решения. Завод вошёл в состав советско-германского акционерного общества «Автовело» (Autowelo).

Возрождение довоенных моделей

Первые послевоенные BMW были продолжением довоенной линейки, индексы всех моделей которой начинались с цифры 3. Основу производства составили проверенные рамные седаны — двухдверный BMW 321 и более крупный четырёхдверный BMW 326. Они оснащались надёжным рядным шестицилиндровым двигателем объёмом 2 литра. Также возобновился выпуск элегантных спортивных купе и кабриолетов BMW 327 и легендарного родстера BMW 328. Технически автомобили отличались передовыми для своего времени решениями: четырёхступенчатой коробкой передач, торсионной подвеской, реечным рулевым управлением и даже простейшей противоугонной системой. Интересно, что в оккупированной американцами Баварии производство мотоциклов BMW удалось наладить только в 1948 году, тогда как в советской зоне первые 68 автомобилей BMW 321 собрали ещё в 1945-м из оставшихся деталей.

Трудности послевоенного производства

Восстановление производства в условиях послевоенной разрухи было сопряжено с огромными трудностями. Завод в Айзенахе зависел от более чем 250 поставщиков, многие из которых находились в западных оккупационных зонах или были разорены. Поставки комплектующих были нерегулярными, а их качество — часто низким, что сказывалось на качестве конечной продукции. В документах того времени неоднократно отмечалось, что послевоенные BMW уступают довоенным. Однако коллективу завода удалось постепенно наладить собственное производство многих узлов. Уже в 1946 году было собрано 1371 автомобиль BMW 321. Большая часть машин оставалась в Германии, распределяясь между советскими и новыми немецкими учреждениями, но значительная партия отправлялась в СССР как репарационные поставки через организации «Внешторг» и «Техноэкспорт». В 1947 году в Союз отправили 1525 автомобилей, все они предназначались для государственных нужд.

Создание послевоенной модели: BMW 340

Несмотря на все сложности, инженеры в Айзенахе не стояли на месте. Уже в 1947 году началась разработка новой, модернизированной модели, которая в 1949 году пошла в серию под индексом BMW 340. Эта машина, созданная уже в Германской Демократической Республике (ГДР), базировалась на довоенном кузове BMW 326, но получила обновлённый дизайн с крупными фарами, интегрированными в крылья, и полностью переработанный интерьер с рычагом переключения передач на рулевой колонке.

По своему классу BMW 340 стала прямым конкурентом советской «Победы» ГАЗ М-20 и даже превосходила её по ряду параметров. Немецкий автомобиль, будучи рамным, оснащался более современным верхнеклапанным 55-сильным двигателем (против 50-сильного нижнеклапанного у «Победы»), 4-ступенчатой коробкой передач, реечным рулевым управлением и торсионной подвеской. Максимальная скорость составляла 120 км/ч против 105 км/ч у ГАЗ М-20. Кроме того, BMW 340 имела централизованную систему смазки шасси, которую позже позаимствовали для первой «Волги» ГАЗ-21. Выпускались также универсал и фургон, правда, малыми сериями. В СССР эти автомобили по-прежнему поступали в госучреждения и лишь спустя годы, будучи списанными, могли попасть в частные руки.

Конец эпохи: от BMW к EMW и «Вартбургу»

Параллельно с седанами в Айзенахе возродили и выпуск роскошного спортивного купе BMW 327, который продавался в Восточной Германии, но был недоступен для простых граждан из-за высокой цены. Его владельцами стали известные деятели культуры ГДР, такие как Бертольт Брехт.

К началу 1950-х годов ситуация изменилась. С одной стороны, Западная Германия возобновила выпуск автомобилей под маркой BMW (модель 501). С другой — Восточная Германия, испытывавшая экономические трудности, сократила репарационные поставки. Это привело к юридическому конфликту за право на бренд и знаменитую сине-белую эмблему. В итоге мюнхенская компания отстояла свои права, и с 1952 года автомобили из Айзенаха стали называться EMW (Eisenacher Motoren Werke — Айзенахский моторный завод), а их эмблема сменила цвета на красно-белые. Производство EMW 340 продолжалось до 1955 года, после чего ему на смену пришла модель с двухтактным двигателем, получившая историческое для завода название «Вартбург». Так закончилась почти десятилетняя эпоха «советских» BMW, оставившая свой след как в истории немецкого автопрома, так и на дорогах послевоенного СССР.

Многие из тех репарационных и трофейных BMW десятилетиями служили в СССР, переживали переделки и ремонты. Некоторые из этих машин, ставших свидетелями уникального исторического периода, сохранились до наших дней и бережно восстанавливаются энтузиастами.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Автоисторик Канунников рассказал, как маршал Жуков возродил BMW.