Автоисторик Канунников рассказал, как маршал Жуков возродил BMW

Почти пять лет автомобили BMW выпускались акционерным обществом, созданным еще при Советском Союзе. И эти машины ездили по дорогам нашей страны! Вот как это произошло.

Баварская Тюрингия

Несмотря на всемирную популярность марки BMW как баварской марки, до начала 1950-х годов эти автомобили производились только в Айзенахе, столице Тюрингии. Это сделал один из старейших известных с конца XIX века машиностроительных заводов, который в конце 1920-х годов приобрела мюнхенская компания.

В 1945 году британские и американские войска вошли в Тюрингию, но по решению Ялтинской конференции территория была передана в советскую оккупационную зону, находящуюся в ведении СВАГ (Советской военной администрации в Германии). Часть оборудования с завода была вывезена в Ирбит в Советском Союзе, где началось производство мотоцикла BMW R71 под названием М72.

Однако уже в октябре 1945 года было решено возобновить производство довоенных автомобилей BMW в Айзенахе. Как говорится в указе, «Во имя народа Тюрингии».

Есть версия, что рабочие лично связались с маршалом Георгием Жуковым и показали ему седан BMW 321. Хотя документальных подтверждений этому нет, вопрос о начале производства после войны наверняка мог окончательно решить командующий Жуков. Генеральный директор СВАГ (так я тогда написал.

Завод вошел в состав акционерного общества Autowelo, в которое входят несколько немецких и австрийских компаний, производящих автомобили, мотоциклы, велосипеды, их детали и другую техническую продукцию.

Третья серия

До начала 1950-х годов компания BMW выпускала автомобили разного класса и назначения, но индекс всех автомобилей BMW начинался с цифры 3. До войны наибольшей популярностью пользовались двухдверные BMW 321 и BMW 326. Эти рамные автомобили оснащались надежным рядным верхнеклапанным шестицилиндровым двигателем объемом 2 литра и мощностью 45 лошадиных сил и мощностью 50 л.с.. Большинство автомобилей выпускалось с закрытыми кузовами, а выпуск кабриолетов был значительно сокращен.

Также выпускались спортивное купе и кабриолет BMW 327 с 55-сильным двигателем с двумя карбюраторами, а также роскошный спортивный родстер модели 328 с тремя карбюраторами и 80-сильным двигателем.

Автомобили BMW имели четырехступенчатую коробку передач с трех- и четырехступенчатыми синхронизаторами, торсионную подвеску (некоторые автомобили имели заднюю рессорную подвеску), реечное рулевое управление и даже противоугонную систему на рулевой колонке устройство.

Производство мотоциклов BMW началось в Мюнхене лишь в 1948 году с разрешения американского правительства. А первые 68 советских BMW 321 были собраны из сырых деталей уже в 1945 году. Но перед заводом стояла непростая задача.

Через тернии к экспорту

Завод в Айзенахе имел более 250 поставщиков, в том числе из Западных оккупационных территорий. Некоторые из этих компаний были уничтожены, в то время как у других, таких как Ambi-Budd, берлинская компания, производившая кузовные детали для BMW, часть оборудования была удалена в качестве компенсации. Поставки в Тюрингию шли с перебоями, а то, что прибывало, иногда было очень низкого качества.

Оказалось, что крыло, коробка передач и коленвал были неисправны. В официальных документах неоднократно указывается, что качество автомобилей BMW значительно хуже, чем до войны. Об этом говорилось и на партийном собрании рабочих айзенахского завода.

Однако постепенно завод наладил производство многих комплектующих самостоятельно и построил для него новые мощности. А автомобили продолжали выпускаться, хоть и в небольших количествах. В 1946 году уже был собран 1371 двухдверный BMW 321 и всего пять четырехдверных BMW 326. Производство этого более сложного автомобиля было прекращено.

Часть машин осталась в Германии. Они были распределены по советским и новогерманским учреждениям. Конечно, о продаже частным лицам речи пока не идет. Однако значительное количество BMW было отправлено в Советский Союз в распоряжение «Внесторга» и «Техноэкспорта». В Советском Союзе их называли репарационными машинами, в отличие от практически идентичных довоенных трофейных машин, существовавших в стране в большом количестве.

В 1947 году из Айзенаха в Союз было отправлено 1525 автомобилей. Судя по имеющимся данным, все пойдет в госорганы.

BMW и Победа

Несмотря на трудности, уже в 1947 году в Айзенахе началась разработка модернизированной модели BMW 340, а осенью 1949 года началось ее производство в Германской Демократической Республике (Восточная Германия), созданной на территории Советского Союза.) к моменту его создания. Оккупированная территория.

BMW 340 унаследовал базовый довоенный четырехдверный кузов, но получил новый дизайн спереди и сзади, а также большие фары, встроенные в крылья. Интерьер также был полностью переработан: рычаг переключения передач перенесен с пола на рулевую колонку. В 1949 году начались поставки таких машин в СССР.

По классу эта немецкая машина была прямым аналогом Победы ГАЗ-М20. В отличие от «Победы», BMW была рамной машиной. Однако 2-литровый верхнеклапанный двигатель с двумя карбюраторами выдавал 55 лошадиных сил, в отличие от более старого 50-сильного нижнеклапанного двигателя «Победы» чуть большего объема.

У BMW 340 номинальная максимальная скорость составляла 120 км/ч, а у ГАЗ-М20 — 105 км/ч. У BMW была 4-ступенчатая коробка передач, а у «Победы» — 3-ступенчатая. Этот немецкий автомобиль оснащался реечным рулевым управлением и торсионной подвеской. Кроме того, передняя часть оснащена центральной системой смазки. Похожая конструкция, обеспечивавшая смазку узлов подвески нажатием на педали внутри кабины, позже была принята на Волге ГАЗ-М21 первого поколения. BMW 340 был доступен как в версии универсал, так и в версии фургон. Правда, производились они в очень небольшом количестве.

Документальных или существенных свидетельств продажи BMW 340 частным лицам в Советском Союзе нет. Автомобили поставлялись государственным учреждениям, а при нахождении в частной собственности передавались менеджерам среднего звена по специальному разрешению. Но затем списанный автомобиль оказался в руках простых людей.

Суд да дело

В Айзенахе также началось производство довоенного спортивного BMW 327. Они не поставлялись в Советский Союз, но их можно было купить в Восточной Германии в начале 1950-х годов, как стандартные автомобили. Однако кабриолет стоил 17 400 марок, купе — 18 500 марок, доступный двухдверный IFA F8 — 8 450 марок, а зарплата восточногерманских рабочих составляла чуть более 300 марок.

Среди послевоенных владельцев BMW 327 были знаменитый драматург Бертольт Брехт и немецкий прозаик, поэт, министр культуры Восточной Германии Йоханнес Бехер.

Поставки BMW 340 в СССР постепенно сокращались. Не было смысла получать репарации, поскольку Восточная Германия испытывала экономические трудности, а Восточная Германия всегда им помогала.

В начале 1950-х годов автомобили Айзенаха, теперь находящиеся в районе Эрфурта, а не в Тюрингии, изменили название и цвет своей знаменитой эмблемы, поскольку в Восточной Германии название Land было заброшено. Восточногерманские автомобили экспортировались, в том числе в Скандинавию. Но мюнхенский завод также начал выпуск автомобиля – великолепного BMW 501. Социалистическая BMW и капиталистическая BMW начали «сталкиваться» на внешних рынках.

Баварцы смогли претендовать на традиционный бренд и сине-белую эмблему завода в Айзенахе. Восточные машины были переименованы в EMW (E — Eisenach, от Eisenach), а их эмблемы стали бело-красными.

EMW 340 выпускался до 1955 года. Его заменил трехцилиндровый двухтактный двигатель Wartburg 311c. Восточная Германия вернулась к названию Вартбург, которое завод в Айзенахе дал своим автомобилям в конце XIX века.

В Советском Союзе репарационные BMW, как и BMW, захваченные до войны, десятилетиями после этого оставались в частной собственности. Конечно, у многих компаний уже есть более современные агрегаты, конструкция которых существенно переработана. Некоторые автомобили существуют до сих пор, а другие тщательно отреставрированы.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Автоисторик Канунников рассказал, как маршал Жуков возродил BMW.