РСА бьет тревогу: в ряде регионов катастрофически много водителей без ОСАГО, необходимы камеры

Российский союз автостраховщиков (РСА) охарактеризовал ситуацию с количеством водителей, не оформляющих полисы ОСАГО, в отдельных субъектах страны как катастрофическую. В связи с этим страховщики настаивают на безотлагательном внедрении систем автоматической фиксации этого нарушения с помощью дорожных камер.

Как отмечают эксперты, корень проблемы кроется в экономической невыгодности покупки страховки для некоторых автомобилистов. На данный момент средняя цена полиса ОСАГО по России составляет около 8000 рублей, тогда как штраф за его отсутствие — всего 800 рублей, который к тому же можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней. Такой дисбаланс побуждает многих сознательно рисковать и ездить без страховки, что в случае аварии создает серьезные проблемы как для виновника, так и для потерпевших, лишая последних гарантированной и оперативной выплаты.

10 апреля 2024 года РСА обнародовал свежую региональную статистику. Общероссийская динамика выглядит позитивно: доля незастрахованных водителей за год снизилась с 9,6% до 8,3%. Однако за этими средними цифрами скрывается крайне тревожная картина в ряде регионов, где большинство автомобилистов игнорируют требование закона.

Антилидеры: где больше всего ездят без страховки

Экспертные оценки, основанные на данных РСА, выявили настоящих «лидеров» по доле водителей без ОСАГО по итогам 2023 года:

  • Республика Ингушетия – ошеломляющие 77,8%;
  • Чеченская Республика – 60,7%.

«В этих регионах доля водителей без ОСАГО настолько велика, что это ущемляет интересы добросовестных автовладельцев, имеющих страховку, — заявил 10 апреля председатель правления РСА Евгений Уфимцев. — Чтобы взыскать ущерб с виновника аварии, потерпевшему придется обращаться в суд, что процесс длительный и дорогостоящий, а адекватная компенсация при этом не гарантирована».

Анализ выплат по незастрахованной ответственности за пять лет показал, насколько сложно пострадавшим получить возмещение вреда жизни и здоровью в таких ситуациях. При этом рассматривались только те субъекты, где количество подобных компенсационных случаев составляло в среднем 30 и более в год.

Помимо абсолютных антилидеров, критически высокий уровень незастрахованных автомобилистов сохраняется в:

  • Республике Северная Осетия-Алания – 38,5%;
  • Республике Дагестан – 34,4%.

Отдельное беспокойство у РСА вызывают два крупных южных региона — Краснодарский край и Ростовская область. Хотя по доле незастрахованных (17,5% и 16,2% соответственно) они не входят в первую десятку, абсолютные цифры здесь огромны. Оба региона являются лидерами по количеству зарегистрированных автомобилей и заключенных договоров ОСАГО (1,7 млн и 1,1 млн), поэтому даже такой процент означает сотни тысяч машин, ездящих без полиса.

«Такая неоднородная ситуация в регионах говорит о необходимости централизованного контроля за наличием полисов ОСАГО, — подчеркнул Евгений Уфимцев. — Недопустимо, когда пострадавший с высокой вероятностью попадает в ДТП, где виновник не застрахован. В некоторых субъектах этот риск достигает 30%, 50%, а где-то ближе к 80%. Если проблему не решить, мы рискуем вернуться к разборкам на дорогах, как в 90-е годы».

Лидеры по дисциплине

В противовес тревожной статистике, во многих регионах ситуация с ОСАГО близка к идеальной. Самые низкие показатели доли водителей без полиса по итогам 2023 года зафиксированы в:

  • Республике Татарстан – всего 0,9%;
  • Самарской области – 1,6%;
  • Москве – 1,8%.

Обратите внимание: Первый в мире серийный авто с видеокамерами вместо зеркал (видео).

Камеры как решение проблемы

В качестве ключевой меры для исправления ситуации РСА поддерживает инициативу по ускоренному внедрению камер фото- и видеофиксации для автоматического выявления нарушителей, не оформивших ОСАГО. Соответствующее предложение было подготовлено профильным комитетом Госдумы совместно с Банком России и направлено в Правительство РФ.

Суть законодательных изменений сводится к трем основным пунктам:

  1. Разрешить камерам фиксировать отсутствие полиса ОСАГО как сопутствующее нарушение. То есть если автомобиль попал в объектив за превышение скорости или проезд на красный, система автоматически проверит и наличие у него действующей страховки.
  2. Внести изменения в статью 12.37 КоАП РФ, чтобы штраф за отсутствие ОСАГО можно было выписывать не более одного раза в сутки. Это даст водителю время после первого штрафа оформить полис и избежать последующих наказаний в тот же день.
  3. Обязать МВД России в течение 6 месяцев после вступления поправок в силу запустить пилотные проекты по фиксации этого нарушения.

Таким образом, на первом этапе проверять наличие страховки с помощью камер будут выборочно — только у тех, кто уже нарушил другие правила дорожного движения. Этот подход аналогичен системе контроля за прохождением техосмотра. Законодатели рассчитывают, что такая мера не только повысит собираемость штрафов, но и станет действенным стимулом для автомобилистов из проблемных регионов наконец оформить обязательную страховку.

Если вам необходимо купить или продлить страховку ОСАГО, вы можете сравнить ценовые предложения на моем сайте и выбрать лучший вариант.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: РСА считает ситуацию с водителями без ОСАГО в некоторых регионах катастрофической и требует срочного запуска камер.