Прогноз роста рынка электромобилей в России: от 9 до 19 раз за десятилетие

Эксперты консалтинговой компании Strategy Partners представили прогноз развития российского рынка новых легковых электромобилей на ближайшее десятилетие. Согласно их оценкам, к 2033 году продажи могут увеличиться в разы, достигнув отметки от 177 до 386 тысяч единиц в год. Аналитики Forbes изучили детали исследования, в котором рассматриваются три возможных сценария.

Самый консервативный прогноз предполагает девятикратный рост: ежегодные продажи новых электрокаров к 2033 году составят 177 тысяч штук. Базовый, наиболее вероятный сценарий, по мнению Романа Тиняева, директора по машиностроению и технологиям Strategy Partners, сулит более значительный подъём — в 16 раз, до 318 тысяч автомобилей в год. Если же реализуется оптимистичный вариант, рынок может вырасти в 19 раз, а объём продаж достигнет 386 тысяч электромобилей ежегодно.

Тиняев выделяет несколько ключевых драйверов для такого стремительного роста. Среди них — включение электромобилей в государственные программы поддержки, льготное кредитование и лизинг, а также технологический прогресс. На динамику рынка будут напрямую влиять такие факторы, как увеличение автономности батарей, снижение стоимости самих электрокаров и масштабное развитие сети зарядных станций.

«Однако стоит учитывать и риски, — отмечает эксперт. — Снижение господдержки для локализованных в России электромобилей, особенно в коммерческом сегменте, может замедлить темпы роста. Кроме того, потенциальную угрозу представляет возможность введения экспортных ограничений со стороны Китая и других крупных производителей».

Прогнозы Strategy Partners охватывают не только новые легковые автомобили. По оценкам компании, общий парк всех электромобилей в России (включая грузовики и подержанные машины) к 2033 году может составить от 909 тысяч (консервативный сценарий) до 2,2 миллиона единиц (оптимистичный сценарий). Для сравнения: мировой объём продаж электромобилей в прошлом году превысил 14,2 миллиона, причём более половины пришлось на Китай, около 35% — на Европу и 11% — на США.

Государственная стратегия развития электротранспорта

Развитие электротранспорта в России регулируется государственной концепцией, принятой летом 2021 года и рассчитанной до 2030 года. Её реализация разделена на два этапа: 2021–2024 и 2025–2030 годы. К концу первого этапа планируется наладить выпуск не менее 25 тысяч электромобилей и развернуть по стране сеть из 9,4 тысяч зарядных станций.

К 2030 году власти намерены достичь следующей цели: каждый десятый новый автомобиль в стране должен быть электрическим. Для этого инфраструктура будет существенно расширена: количество зарядных станций должно вырасти как минимум до 72 тысяч, а также планируется построить около 1 тысячи заправок для водородного транспорта.

Планы на ближайший год также амбициозны. Как сообщил «Ведомостям» заместитель министра экономического развития Максим Колесников, в 2024 году в России планируется ввести в эксплуатацию 1437 высокоскоростных зарядных станций (мощностью от 50 кВт). Это более чем вдвое превышает показатель 2023 года. Помимо этого, будет установлено 3206 станций медленной зарядки (до 50 кВт).

Общий бюджет реализации концепции развития электротранспорта до 2030 года оценивается в 591 миллиард рублей. Примечательно, что более 80% этих средств (499 млрд рублей) должны поступить из внебюджетных источников. На первый этап (до 2024 года) уже выделено 47,6 млрд рублей, из которых 9,6 млрд — из федерального бюджета, а 38 млрд — из Фонда национального благосостояния.

Для стимулирования спроса правительство планирует внедрить комплекс мер поддержки. В него войдут программы льготного лизинга и кредитования, а также освобождение от транспортного налога для владельцев электромобилей. Кроме того, покупателям будет предоставляться скидка в размере 25% на приобретение электрокаров, однако эта льгота будет распространяться только на модели, локализованные на территории России.

Рекордные продажи и структура рынка

Российский рынок электромобилей уже демонстрирует взрывной рост. По данным агентства «Автостат», в 2023 году было продано 14 089 новых электрокаров, что в 4,7 раза превышает показатель предыдущего года и является абсолютным рекордом.

Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.

Лидером продаж стала китайская марка Zeekr, на которую пришлось 26,4% рынка (3724 автомобиля), несмотря на отсутствие официальных поставок в страну. Второе место занял отечественный бренд Evolute, имеющий собственную дилерскую сеть. Третью строчку рейтинга занял немецкий Volkswagen (2000 шт.), автомобили которого попадают в Россию через параллельный импорт.

Рынок подержанных электромобилей также показал рекордные результаты. В 2023 году россияне приобрели 10 443 таких автомобиля, что на 20% больше, чем годом ранее. Абсолютным лидером здесь стал японский Nissan, занявший около 60% рынка (5971 автомобиль). На втором месте расположилась американская Tesla (2073 шт.), а третье досталось Volkswagen (287 шт.).

Экономическая привлекательность и целевая аудитория

По словам дилеров, опрошенных Forbes, спрос на электромобили стабильно высок и формируется разными группами покупателей. «Электрокары выбирает молодёжь, предприниматели, семьи, приобретающие второй или третий автомобиль. Их привлекает надёжность и низкие эксплуатационные расходы», — комментирует Владимир Жеробов, директор дивизиона подержанных автомобилей группы компаний «Автодам» и «Автоспеццентр».

«Покупателей привлекают высокие технологии, современный дизайн, а также развивающаяся инфраструктура и льготы, такие как нулевой транспортный налог, бесплатная парковка и проезд по платным дорогам в ряде регионов», — добавляет Сергей Мелюх, директор «Авилон Электро.Масу».

Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления FRESH Automotive Market, отмечает, что целевая аудитория электромобилей в России — это активные люди с доходом выше среднего, часто проживающие за городом и ищущие альтернативу традиционным автомобилям с ДВС.

Экономия на эксплуатации — один из ключевых аргументов в пользу электромобиля. По словам экспертов, стоимость зарядки в 2,5–3,5 раза ниже, чем затраты на топливо для аналогичного автомобиля с ДВС. «Владелец бензиновой машины тратит примерно 400–1000 рублей на каждые 100 км пробега. Владелец электромобиля при использовании ночного тарифа заплатит за тот же пробег всего около 40–50 рублей», — поясняет Житнухин.

Затраты на обслуживание также существенно ниже. Электромобиль не требует регулярной замены масла, фильтров, свечей зажигания и других расходников, характерных для ДВС. Основное техническое обслуживание сводится к диагностике электродвигателя, контролю состояния аккумулятора и замене жидкости в редукторе. «В среднем содержание электромобиля обходится примерно на 40% дешевле, чем содержание аналогичного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания», — резюмирует Владимир Жеробов.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В ближайшие 10 лет в России число новых электрокаров может вырасти от девяти до 19 раз.