Как устроен крупнейший автомобильный рынок на планете

В последние годы на российском рынке легковых автомобилей стала доминировать продукция иностранных компаний с официальными каналами поставок и продаж, созданными специально для них дистрибьюторами, дилерскими сетями и центральными складами для хранения готовой продукции и запасных частей, оно полностью утратило былое многообразие обликов и оттенков. Гарантии и скидки. Сегодня «официальный» рынок может рассчитывать только на отечественный автопром и Китай, переживающий непростые времена.

Кажется маловероятным, что автомобильная промышленность одной дружественной страны сможет заменить весь ее предыдущий импорт. Но в каком-то смысле нам повезло. Сегодня автомобильная промышленность Китая сильнее, чем когда-либо (по крайней мере, с точки зрения объема производства, если не учитывать средний возраст местных автопроизводителей с момента их создания). Российский рынок вновь наводнен разноплановыми брендами (по крайней мере, на бумаге, если не учитывать связь с заботами материнских компаний).

По итогам прошлого года на долю китайских автомобилей пришлось более 60% продаж в России. Действительно, список «официальных» китайских брендов в России пока ничтожен по сравнению со списком отечественных и зарубежных компаний, работающих в Поднебесной. Столь острая конкуренция за покупателей связана, конечно же, с огромными объемами продаж. Но какие автомобили популярны на самом важном авторынке мира и как это работает, давайте в этом разберемся.

Самые популярные автомобильные марки в Китае

Конец прошлого года в Китае запомнился неожиданными результатами. В четвертом квартале BYD стала лидером продаж на местном рынке. Казалось, всего четверть, но эта разница в конце очереди оказалась огромной, и BYD весь год занимал первое место!

Да, BYD в настоящее время занимает 11% внутреннего рынка. Всего за два года он подскочил с пятого на первое место, обогнав Volkswagen (10,1%), который десятилетиями удерживал бесспорное лидерство в Китае. Toyota на протяжении многих лет неизменно входит в тройку крупнейших брендов Китая, на ее долю в прошлом году пришлось 7,8% продаж на местном рынке.

На четвертом месте оказалась Honda (5,6%), которая пять лет назад завоевала серебряную медаль после немецкого Volkswagen. На пятом месте находится набравший в последнее время обороты в России китайский бренд «Чанган» с долей внутреннего рынка 4,6%. Неплохо для компании, на долю которой 15 лет назад приходилось всего 0,6% от общего объема продаж в Китае!

Но рост BYD еще более впечатляет. Доля компании на китайском рынке была относительно скромной — 1,8% в 2020 году, но выросла до 11% в 2023 году. Только в Китае продано 2,4 миллиона автомобилей, также BYD поставляет продукцию на экспорт (общие мировые продажи в прошлом году превысили 3 миллиона). В чем секрет?

Во-первых, следующие тенденции.

Обратите внимание: Японский седан бизнес-класса возвращается на российский рынок.

Если в конце 2000-х годов компания BYD (тогда ориентированная на российский рынок) еще выпускала варианты популярных иномарок, дешевые, безопасные и в целом ненадежные, то в последние годы доминировал только Hyundai. В производственной гамме остались гибридные и электромобили собственной разработки. Второе – организация совместных предприятий с иностранными производителями. Партнерами являются Mercedes-Benz, Toyota, Hino и другие известные компании. В-третьих, наблюдается рост производства. Число заводов, открывшихся за последние два года и планируемых к открытию в ближайшие несколько лет, приближается к 10.

По мере роста абсолютного значения разрыв с конкурентами также может увеличиваться. BYD завершил 2023 год быстрым ростом, в то время как доля бренда Volkswagen, который несколько лет назад все еще был лидером в Китае, продемонстрировала рост своей доли снижается уже пять лет подряд. Кстати, то же самое касается Toyota и Honda, которые постепенно теряют покупателей в Поднебесной и уступают свой рынок отечественным производителям.

С чем связан рост популярности китайских машин на домашнем рынке?

Есть две причины. Тесное техническое сотрудничество между иностранными и местными компаниями (например, представители Stellantis Alliance и пресловутого филиала Volkswagen уже обратились к китайским коллегам за помощью в разработке и модернизации электромобилей). И ценовая война.

Даже BYD, несмотря на рекордные продажи, не получила такой большой прибыли, как прогнозировали аналитики автомобильной промышленности. Правда в том, что большая часть роста продаж в Китае была обеспечена за счет гораздо более широкого спектра относительно бюджетных моделей BYD. Разумеется, именно в этой сфере наблюдается самая острая конкуренция за покупателей, вынуждающая компании предлагать большие скидки и прибегать к демпингу в погоне за сбытом. Неясно, насколько руководство бренда готово поддержать такую ​​стратегию, но прежнее руководство осталось позади, и теперь BYD сталкивается с новыми проблемами.

Однако сохранить «деньги» все же не так сложно, поскольку спрос на иномарки снижается. С 2008 года ни одна из нынешних пяти крупнейших компаний не видела такого роста, как BYD за последние три года. Кстати, в прошлый раз аналогичный ход сделала та же компания BYD. А в 2008 году мы как раз отметили 5-летие с момента начала производства легковых автомобилей!

Кстати, после такой удивительной трансформации есть все основания полагать, что официальное возвращение BYD на российский рынок — лишь вопрос времени. Это потому, что у Китая очень серьезное желание экспортировать. Действительно, полное отсутствие в производственной палитре бренда обычных бензиновых автомобилей без гибридных надстроек рискует сократить круг потенциальных покупателей в России.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как устроен крупнейший автомобильный рынок на планете.