Китайский авторынок: как BYD обогнал Volkswagen и почему китайские бренды доминируют

Российский авторынок претерпел значительные изменения: сейчас он в основном представлен продукцией иностранных компаний с налаженными официальными каналами поставок, дилерскими сетями и складами. Это привело к сокращению разнообразия моделей и предложений. В нынешних условиях «официальный» сегмент рынка в России опирается преимущественно на отечественных производителей и бренды из Китая, которые переживают сложный период трансформации.

Может показаться, что автопром одной страны не способен полностью заменить весь предыдущий импорт. Однако в данном случае ситуация складывается благоприятно. Современная китайская автомобильная промышленность демонстрирует беспрецедентную мощь, особенно в объемах производства, несмотря на относительно молодой возраст многих местных компаний. В результате российский рынок вновь наполняется разнообразными брендами, по крайней мере, на бумаге, хотя их реальная связь с материнскими компаниями может быть не столь очевидной.

По итогам прошлого года на долю китайских автомобилей пришлось более 60% продаж в России. При этом список официально представленных китайских марок в нашей стране пока невелик, особенно если сравнивать с ассортиментом, доступным на внутреннем рынке Китая. Такая острая конкуренция обусловлена, в первую очередь, огромными объемами продаж. Давайте разберемся, какие автомобили пользуются спросом на крупнейшем авторынке мира и как он функционирует.

Лидеры продаж: кто правит балом в Китае?

Конец прошлого года принес неожиданные результаты на китайском рынке. В четвертом квартале компания BYD впервые вышла на первое место по продажам, обогнав всех конкурентов. Хотя разница была заметна лишь в последние месяцы года, этого хватило, чтобы BYD уверенно заняла лидирующую позицию по итогам всего года.

На текущий момент BYD контролирует около 11% внутреннего рынка Китая. Всего за два года компания совершила впечатляющий рывок с пятого места на первое, сместив с пьедестала Volkswagen (10,1%), который десятилетиями был безоговорочным лидером. Toyota традиционно входит в тройку лучших, ее доля в прошлом году составила 7,8%.

Четвертое место занимает Honda (5,6%), которая пять лет назад была второй после Volkswagen. На пятом месте расположился быстро набирающий популярность в России бренд Changan с долей рынка 4,6%. Это впечатляющий результат для компании, чья доля 15 лет назад составляла лишь 0,6%.

Однако рост BYD выглядит еще более впечатляющим. Если в 2020 году доля компании на китайском рынке была скромной (1,8%), то к 2023 году она выросла до 11%. Только в Китае было продано 2,4 миллиона автомобилей BYD, а общемировые продажи превысили 3 миллиона. В чем же секрет такого успеха?

Во-первых, компания сделала ставку на актуальные тренды.

Обратите внимание: Японский седан бизнес-класса возвращается на российский рынок.

Если в конце 2000-х BYD выпускала в основном копии популярных иномарок, то сейчас ее модельный ряд состоит преимущественно из гибридных и электромобилей собственной разработки. Во-вторых, важную роль сыграла организация совместных предприятий с иностранными гигантами, такими как Mercedes-Benz и Toyota. В-третьих, компания активно наращивает производственные мощности, открыв за последние годы несколько новых заводов.

По мере роста BYD разрыв с конкурентами продолжает увеличиваться. Компания завершила 2023 год на подъеме, в то время как доля Volkswagen, бывшего лидера, снижается уже пятый год подряд. Аналогичная тенденция наблюдается и у Toyota с Honda, которые постепенно уступают рынок местным производителям.

Драйверы роста: почему китайские марки побеждают у себя дома?

Можно выделить две ключевые причины. Первая — активное технологическое сотрудничество между иностранными и китайскими компаниями. Например, представители альянса Stellantis и подразделения Volkswagen уже обращались к китайским коллегам за помощью в разработке и модернизации электромобилей. Вторая причина — ожесточенная ценовая война.

Даже BYD, несмотря на рекордные продажи, не получила такой прибыли, как ожидали аналитики. Дело в том, что значительная часть роста была обеспечена за счет бюджетных моделей, где конкуренция особенно высока. Компании вынуждены предлагать большие скидки и демпинговать, чтобы привлечь покупателей. Неясно, как долго бренд сможет поддерживать такую стратегию, но пока она приносит результаты.

Удержать лидерство все же проще, когда спрос на традиционные иномарки падает. С 2008 года ни одна из компаний из текущей пятерки лидеров не демонстрировала такого роста, как BYD за последние три года. Интересно, что аналогичный рывок компания совершила и в 2008 году, как раз к своему 5-летию с начала выпуска легковых автомобилей.

После столь впечатляющей трансформации можно с уверенностью предположить, что официальное возвращение BYD на российский рынок — лишь вопрос времени. У Китая есть серьезные амбиции по наращиванию экспорта. Правда, отсутствие в модельном ряду BYD классических бензиновых автомобилей без гибридных систем может сузить круг потенциальных покупателей в России, где инфраструктура для электромобилей еще развита не повсеместно.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как устроен крупнейший автомобильный рынок на планете.