Новые правила растаможки и утилизационный сбор: двойной удар по ценам на иномарки в России

Эксперты автомобильного рынка и компании, занимающиеся поставками машин из-за рубежа, предупреждают о значительном росте стоимости иномарок в России. Причиной называют новые правила таможенного оформления, основанные на реестре цен Минпромторга, который, по мнению участников рынка, не отражает реальной стоимости автомобилей за границей.

Цены в реестре завышены?

По информации рыночных источников, цены на автомобили, указанные в реестре Минпромторга (этим списком руководствуется ФТС при растаможке), могут быть на 30–40% выше реальной отпускной цены производителя в стране-импортёре. Это может привести к увеличению конечной стоимости для покупателя на сотни тысяч, а для автомобилей премиум-класса — даже на миллион рублей и более.

Суть проблемы в следующем: Федеральная таможенная служба теперь использует опубликованный Минпромторгом список средних цен на автомобили в качестве основного ориентира для расчёта таможенных платежей и утилизационного сбора. Это касается как машин, ввозимых напрямую в РФ, так и тех, что поступают из стран ЕАЭС по заниженным ценам.

Участники рынка, опрошенные изданием, утверждают, что цены в этом списке соответствуют средней розничной цене в России на момент продажи, а не закупочной стоимости. Разница между ними, по их словам, составляет 25–50%.

Конкретный пример: BMW X5

Руководитель компании CarApp Олег Марсов привёл наглядный пример с BMW. По его словам, новый BMW X5 в хорошей комплектации в Германии можно купить за 100 000 евро (около 10 млн рублей по текущему курсу). Однако в реестре Минпромторга цена этой модели может быть указана как 13 млн рублей.

«Подвох» в том, что таможенная пошлина в России составляет 48% от заявленной в декларации стоимости. К этой сумме добавляются транспортные расходы, наценки дилеров, стоимость обязательного оборудования ЭРА-ГЛОНАСС, получение сертификата безопасности (СБКТС), утилизационный сбор и НДС. В итоге, по расчётам Марсова, конечная цена BMW X5 в Москве может достичь 17 млн рублей, тогда как сейчас аналогичные автомобили продаются за 14–15 млн.

Схожую оценку дал Виталий Соловейчик, сооснователь компании Watt Auto. Он подтвердил, что таможенные цены выросли на 30–40%, и это ощущается как простая надбавка к реальной стоимости. Соловейчик намерен заказывать независимую оценку ввозимых электромобилей, чтобы оспаривать завышенные таможенные стоимости в суде.

Рынок в неопределённости

По словам Дмитрия Рогова, основателя компании «Рогомобиль», у таможни и раньше были справочные ценники, но они использовались выборочно — только в случаях явного занижения стоимости в декларации. Сейчас не до конца понятно, как будет применяться новый обязательный реестр. Эксперты ждут первых прецедентов, чтобы оценить реальные последствия.

Обратите внимание: В Украине представлены ставки растаможки авто на еврономерах. Это документ.

Спрос сохранится, но цены вырастут

Алексей Стариков, заместитель директора по продажам автомобильной группы «Авилон», считает, что новые правила приведут к росту цен, но не остановят параллельный импорт и не снизят спрос. По его мнению, фиксация платежей — это правильный шаг для упорядочивания рынка. Физические лица по-прежнему смогут ввозить автомобили для личного пользования, уплачивая все пошлины. Серьёзного сокращения ассортимента или сроков поставок эксперт не ожидает.

Второй потенциальный удар: рост утилизационного сбора

Ситуация может усугубиться из-за планов по повышению утилизационного сбора. Вице-премьер Денис Мантуров заявил о готовности рассмотреть предложения автопрома по индексации этого платежа. Олег Мосеев, основатель проекта «Автомаркетер», опасается, что такое повышение может вынудить некоторые официально представленные в России компании уйти с рынка из-за возросших издержек и нестабильности правил.

В то же время независимый консультант Сергей Булгазулиев призывает к предметному обсуждению этого шага, отмечая, что в России есть простаивающие мощности после ухода западных производителей, которые необходимо загружать.

«Газета.Ру» направила запросы в Минпромторг и ФТС с просьбой разъяснить принципы формирования цен в реестре и возможность их корректировки, но на момент публикации ответа не получила.

Михаил Лобачев, Алексей Морозов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Доставщики предупредили о росте цен на иномарки на 30−40% из-за растаможки.