Электронные ограничители скорости: от добровольных соглашений к обязательным системам безопасности

Современные автомобили способны развивать огромные скорости, что, с одной стороны, доставляет удовольствие водителям, а с другой — значительно повышает риски на дороге. Высокая скорость напрямую влияет на тяжесть и количество дорожно-транспортных происшествий. Для борьбы с этой проблемой автопроизводители всё чаще внедряют электронные ограничители скорости. Эти системы Всемирная организация здравоохранения признала одним из ключевых инструментов для снижения травматизма на дорогах, так как они помогают контролировать «адреналиновый» стиль вождения.

Что такое электронный ограничитель скорости?

Электронный ограничитель — это не отдельное устройство, а специальная программа, встроенная в блок управления двигателем. Её нельзя физически отключить, просто отсоединив провод. Алгоритмы программы не позволяют двигателю превышать заданные обороты, тем самым искусственно «придушивая» мощность и не давая автомобилю разогнаться сверх лимита. Изначально такие системы стали появляться на мощных спортивных моделях. Цель была двоякой: уберечь владельцев от крупных штрафов и защитить неопытных водителей от потери контроля на высоких скоростях, что могло бы привести к тяжёлым авариям.

Интересно, что первые ограничения скорости были законодательными. Ещё 21 мая 1901 года в американском штате Коннектикут был принят закон, запрещавший в городе ездить быстрее 12 миль в час (около 19 км/ч), а за его пределами — 15 миль в час (24 км/ч). Этот документ был призван обезопасить движение на дорогах, где автомобили соседствовали с конными повозками.

В современной истории пионерами в добровольном ограничении скорости стали немецкие автогиганты. Начиная с 1987 года, компании Audi, BMW и Mercedes-Benz по негласному «джентльменскому соглашению» стали ограничивать максимальную скорость многих своих моделей на отметке 250 км/ч. Одной из первых под это ограничение попала мощная версия флагманского седана — BMW 750i с двигателем V12.

Борьба с системой: как обходят ограничения

Со временем соглашение о «потолке» в 250 км/ч стало терять силу. Автопроизводители, стремясь удовлетворить спрос на экстремальные скорости, начали выпускать специальные «разблокированные» версии спорткаров. Кроме того, на рынке активно работают тюнинговые ателье, для которых снятие электронной «удавки» — обычная услуга.

Сегодня существует несколько способов обойти заводское ограничение. Самый популярный — чип-тюнинг, то есть перепрошивка блока управления двигателем. Также устанавливают дополнительные электронные устройства, которые «обманывают» штатную систему, или активируют скрытые режимы работы двигателя. Таким образом, для покупателя, готового заплатить больше, ограничение скорости перестаёт быть непреодолимым барьером.

Будущее за умными системами: обязательные ограничения для всех

В противовес тенденции к снятию ограничений, активисты дорожной безопасности и экологи выступают за их повсеместное и обязательное внедрение. Они считают, что это кардинально снизит количество аварий и смертность на дорогах.

На смену простым ограничителям приходят интеллектуальные системы помощи водителю (ISA — Intelligent Speed Assistance). Их главное отличие — гибкость. Система не держит автомобиль на постоянном «поводке», а анализирует ситуацию в реальном времени. Она использует данные GPS и камеры для распознавания дорожных знаков, чтобы определить актуальное ограничение скорости на данном участке пути.

Если водитель начинает превышать разрешённую скорость, ISA сначала подаёт визуальное или звуковое предупреждение. Если же водитель продолжает игнорировать сигналы, система автоматически снижает мощность двигателя, принудительно замедляя автомобиль до безопасной скорости.

Внедрение таких интеллектуальных ограничителей активно обсуждается в Европе с 2019 года. Решение уже принято: начиная с мая 2024 года, все новые автомобили, продаваемые в странах Евросоюза, должны быть оснащены системой ISA. Это знаменует новый этап в подходе к безопасности, где электроника становится активным помощником, а не просто пассивным ограничителем.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Авто Mail.