Изменения в правилах для категорий B и B1 в водительских удостоверениях с апреля 2024 года: что изменилось на самом деле?

Введение новых правил

С первого апреля 2024 года начали действовать важные поправки, касающиеся водительских удостоверений, в частности, категорий B и B1. Эти изменения вызвали множество вопросов среди автовладельцев. В чем же суть нововведений и как они отразятся на правах водителей?

Нормативная база изменений

Как сообщалось ранее, в силу вступил целый пакет документов, регулирующих выдачу и обмен водительских прав, а также процедуру экзаменов в ГИБДД. Основными из них являются:

  • Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 313-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2023 г. № 2177.
  • Приказ МВД России от 9 января 2024 года № 1, вносящий изменения в регламент выдачи водительских удостоверений.
  • Приказ МВД России от 5 марта 2024 года № 90, корректирующий административный регламент по предоставлению госуслуг в этой сфере.

Ключевое изменение: формулировка для подкатегории B1

Одним из центральных вопросов стала новая редакция правил, касающихся подкатегории B1. Для понимания сути необходимо обратиться к тексту Федерального закона № 313-ФЗ, который вносит правки в закон «О безопасности дорожного движения». С 1 апреля часть 7 статьи 25 этого закона была отменена, а в статье 26 появилась новая часть 2.2.

И старая, и новая версии устанавливают требования к категориям прав, однако формулировка относительно подкатегории B1 претерпела изменения.

Как было раньше?

Ранее действовала следующая норма: права категории «B» подтверждали право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», но с важным исключением – «за исключением транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа».

Как стало с 1 апреля 2024 года?

Новая редакция закона содержит следующий текст:

«2.2. Право управления транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, указанные в пункте 1 настоящей статьи:

  • подкатегории «B1» – при наличии права управления транспортными средствами категории «B»;
  • категории «A» (для транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа) – при наличии права управления транспортными средствами подкатегории «B1».

Первоначальная трактовка и возникшие ожидания

На первый взгляд, ключевое изменение заключается в том, что из описания подкатегории B1 для владельцев прав категории B исчезла оговорка «за исключением транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулём». Это породило ожидания, что теперь водители с категорией B смогут на законных основаниях управлять любыми транспортными средствами подкатегории B1, включая квадроциклы и снегоходы с мотоциклетным рулём.

Многие связывали это с упрощением правил для любителей внедорожной техники, которое началось ещё в декабре 2023 года с внесения поправок в закон «О самоходных машинах». Казалось, что новая редакция окончательно снимает ограничения.

Более глубокий анализ и выводы

Однако при детальном изучении всех взаимосвязанных документов картина выглядит иначе. Новый пункт 2.2 статьи 26 устанавливает правила предоставления права управления, а не описывает, какие именно ТВС входят в ту или иную категорию.

Важнейший нюанс заключается в том, что определение самой подкатегории B1 не изменилось. Согласно действующему законодательству, к подкатегории B1 по-прежнему относятся трициклы и квадрициклы, но не квадроциклы и снегоходы. Последние относятся к категории самоходных машин «АI».

Право управления самоходными машинами категории «АI» (к которым как раз и относятся квадроциклы и снегоходы) подтверждается:

  • Или правами категории «А»/подкатегории «B1» (но только для ТС с мотоциклетной посадкой).
  • Или правами категорий «B», «C», «D» при условии соблюдения дополнительных требований, указанных в законе (например, наличие договора аренды и пройденного инструктажа).

Итог: что в действительности изменилось для водителей?

Проведённый анализ показывает, что, несмотря на изменение формулировок в одном из законов, фактический объём прав для владельцев удостоверений категории B в отношении управления квадроциклами и снегоходами остался прежним. Поправка, вступившая в силу 1 апреля, скорее, упорядочила и уточнила процедурные моменты, но не расширила список транспортных средств, которыми можно управлять с категорией B.

Для окончательного прояснения ситуации был направлен официальный запрос в ГИБДД. Ответ ведомства позволит дать окончательную и авторитетную трактовку новых правил.

Обратите внимание: На драге в Украине победил самый дорогой авто на польских номерах.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: С 1 апреля 2024 года вступили в силу поправки о водительских правах.