Многие автовладельцы, уезжая в отпуск, оставляют свои машины на парковках на несколько недель, не задумываясь о последствиях. По возвращении их часто ждут неприятные сюрпризы: двигатель может начать «чихать», работать с вибрациями, а на приборной панели — загореться сигналы о неисправностях. Почему так происходит и какие поломки могут возникнуть, если автомобиль просто стоит без движения?
Накопление грязи и окисление деталей
Длительная стоянка вредна для любого автомобиля, даже нового. Когда машина не используется, масло стекает с деталей в поддон двигателя или коробки передач, оставляя металлические поверхности без защитной смазки.

Перепады температуры (дневная жара и утренняя прохлада) способствуют образованию конденсата не только на кузове, но и внутри узлов двигателя. Влага, попадая на незащищённые маслом детали, вызывает их коррозию и окисление.
Особенно уязвимы автомобили с большим пробегом, в двигателях которых за годы эксплуатации накопились отложения. В топливной системе и масляных каналах грязь затвердевает, образуя плотный налёт. Это сужает проходные сечения, ухудшая циркуляцию жидкостей. Часто отложения скапливаются на клапанах, поршнях и стенках камеры сгорания.

В результате при запуске после простоя двигатель может работать неровно, с ощутимой тряской, как будто один из цилиндров не работает. Это явление — пропуски воспламенения, когда топливо не сгорает в цилиндре и попадает в выхлопную систему. Электроника автомобиля обычно фиксирует эту ошибку и выводит предупреждение на панель приборов.
Ещё одна распространённая проблема — стук в двигателе после простоя. Он возникает из-за того, что масло вытекает из гидрокомпенсаторов клапанов. Звук пропадает, когда после запуска масло вновь заполняет систему газораспределительного механизма (ГРМ).

Иногда после прогрева двигателя симптомы временно исчезают, но проблема может вернуться, если автомобиль снова надолго останется без движения.
Заклинивание клапанов и засорение форсунок
При длительном простое, особенно в условиях влажности, может начаться процесс окисления, приводящий к закисанию клапанов в своих направляющих. В крайних случаях, если машина стояла несколько лет, стартер может не провернуть коленвал из-за полностью заклинивших клапанов.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Для устранения такой неисправности потребуется серьёзный ремонт — разборка механизма ГРМ и снятие головки блока цилиндров.После непродолжительной стоянки клапан может не заклинить полностью, но из-за налипшей грязи он будет подтормаживать, что также вызовет пропуски зажигания. Через минуту-две работы он обычно освобождается, но проблема может повториться, так как причина — грязь — никуда не девается.

К пропускам зажигания могут привести и другие причины: окислившиеся контакты высоковольтных проводов, неисправные катушки или свечи зажигания. Также от длительного простоя страдают топливные форсунки — внутри них могут образовываться отложения, нарушающие форму факела распыла и приводящие к неустойчивой работе мотора.
Использование некачественного топлива усугубляет проблему. Присадки в таком бензине при высоких температурах могут выпадать в осадок, засоряя тонкие каналы форсунок.
Профилактика: промывка и правильная эксплуатация
Для поддержания чистоты топливной системы и двигателя в целом, особенно на автомобилях с пробегом, периодически необходима промывка. Многие сервисы рекомендуют проводить чистку форсунок примерно каждые 60 000 км пробега.

Для этого используют ультразвуковые стенды или специальные топливные присадки. Однако с присадками нужно обращаться осторожно, строго следуя инструкции по дозировке, чтобы не навредить другим элементам системы.
Лучшей профилактикой является использование качественного топлива с моющими присадками. Оно помогает постепенно очищать форсунки, впускные клапаны и всю топливную магистраль. Также полезно перед длительной стоянкой (например, перед отпуском) совершить длительную поездку в несколько сотен километров.

Это может быть путешествие в соседний город с осмотром достопримечательностей. Несколько часов работы двигателя под нагрузкой помогут выжечь часть отложений и «прогнать» по системе свежее масло и топливо, что значительно повысит шансы автомобиля без проблем пережить период простоя.
Владимир Гаврилов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Во время отпусков улетающие на юг автомобилисты оставляют машины на паркинге на пару недель и более.


