Начальник Госавтоинспекции Михаил Черников направил региональным подразделениям ведомства служебное письмо с разъяснениями о том, как правильно применять санкции к водителям, управляющим автомобилями без государственных регистрационных знаков. Ключевой момент инструкции заключается в чётком разграничении ситуаций: если транспортное средство зарегистрировано, но на нём отсутствуют номера, штраф составит 5000 рублей. Однако если машина ещё не поставлена на учёт, но с момента её покупки прошло не более 10 дней, наказание должно быть мягче — по статье 12.1 КоАП (штраф 500–800 рублей). В случае повторного нарушения по этой же статье водителю грозит лишение прав.

Повод для разъяснений: решение Верховного суда
Непосредственным поводом для подготовки разъяснительного письма стало недавнее решение Верховного суда РФ. Несмотря на то что правила сами по себе не изменились, это судебное решение заставило пересмотреть практику привлечения к ответственности. Ранее инспекторы ГИБДД нередко штрафовали по более строгой статье (12.2) даже тех водителей, которые находились в разрешённом законом 10-дневном периоде после покупки авто. Теперь такая практика признана ошибочной. Хотя некоторые эксперты полагают, что подобное смягчение контроля может создать почву для злоупотреблений.
Реакция в СМИ и суть документа
Письмо руководителя ГИБДД, опубликованное во вторник в ряде Telegram-каналов, вызвало широкий резонанс. В СМИ появились громкие заголовки о том, что «ГИБДД разрешила ездить без номеров». Однако в самом ведомстве и среди юристов подчёркивают: никаких послаблений в закон не вносилось, речь идёт лишь о корректном применении уже существующих норм. В МВД подтвердили подлинность циркулирующего документа.

Законодательство чётко разделяет два типа нарушений: управление незарегистрированным транспортным средством (ст. 12.1 КоАП) и езда без номерных знаков на зарегистрированном автомобиле (ст. 12.2 КоАП). Автовладельцам даётся 10 дней с момента подписания договора купли-продажи (ДКП) для постановки машины на учёт. В течение этого срока они имеют право передвигаться без номеров, и наказывать их за это по строгой статье 12.2 неправомерно. Как указал Михаил Черников, в такой ситуации применяется только статья 12.1.
Конкретное дело и возможные злоупотребления
В письме отмечается, что необходимость в разъяснениях возникла после анализа правоприменительной практики. Ярким примером стало дело жителя Омска Павла Бравцева, которого изначально оштрафовали по статье 12.2 за езду без номеров. Водитель оспорил штраф, заявив, что купил автомобиль всего за восемь дней до остановки, что подтверждалось договором купли-продажи. Хотя ГИБДД настаивала, что он пользовался машиной и ранее, Верховный суд встал на сторону водителя, подтвердив, что в рамках 10-дневного срока наказание по статье 12.2 незаконно.

Это решение, однако, выявило и потенциальную проблему. Как пояснил вице-президент Всероссийского профсоюза автопромышленников Антон Шапарин, некоторые недобросовестные водители могут начать злоупотреблять этим правилом. Они могут возить с собой «свежий» договор купли-продажи с актуальной датой, формально находясь в разрешённом периоде, чтобы избежать не только штрафов за отсутствие номеров, но и оформления ОСАГО, оплаты транспортного налога и штрафов с камер фото-видеофиксации.
Обратите внимание: Глава Госавтоинспекции напомнил об изменениях в перечне неисправностей транспортных средств.
Эксперты о последствиях и статистике
Опрошенные эксперты считают, что ГИБДД необходимо разработать более эффективный правовой механизм для противодействия тем, кто будет систематически прикрываться «правилом 10 дней». В то же время, как отмечает бывший начальник ГИБДД Валентин Ильинов, опубликованное письмо — это лишь разъяснение, а не новая норма закона. Оно направлено на исправление ошибок в работе инспекторов, но может невольно привести к увеличению числа машин без номеров на дорогах.
Точной статистики по таким случаям нет. Однако данные Верховного суда показывают рост дел по статье 12.1 (повторное управление незарегистрированным ТС): в первом полугодии 2023 года их было рассмотрено около 870 тысяч, что на 7% больше, чем годом ранее. Учитывая, что общий парк зарегистрированных автомобилей в России составляет около 61 миллиона, даже небольшой процент злоупотреблений может создать заметную проблему для безопасности дорожного движения и правоприменения.

Таким образом, разъяснения ГИБДД, с одной стороны, защищают права добросовестных автовладельцев, которые только что купили машину, а с другой — высвечивают правовую лакуну, которой могут воспользоваться нарушители. Ведомству предстоит найти баланс между корректным применением закона и недопущением роста числа «безнадзорных» автомобилей на дорогах.
Иван Буланов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Глава Госавтоинспекции разъяснил, как наказывать нарушителей без госрегзнаков.