В России наступил период замены зимней резины на летнюю. Это идеальное время не только для сезонной "переобувки", но и для проверки возраста ваших шин. Даже если летняя резина выглядит почти новой, с минимальным износом протектора, это не гарантирует её безопасность. Главный враг здесь — время. После определённого срока эксплуатации даже внешне целая покрышка может стать причиной аварии из-за потери эластичности и сцепных свойств резиновой смеси.
Где искать дату рождения шины
Всё дело в естественном старении резины. Узнать точную дату производства покрышки можно самостоятельно, расшифровав специальный код на её боковине. Для шин, выпущенных после 2000 года, используется маркировка DOT (Department of Transportation). Ключевая информация в ней — это две пары цифр: первые две обозначают неделю производства в году, а последние две — собственно год. Например, код «1522» означает, что шина сошла с конвейера на 15-й неделе (примерно середина апреля) 2022 года.
Как найти заветный код DOT
Среди обилия технических обозначений на боковине шины маркировку DOT можно и пропустить. Ищите буквенную аббревиатуру «DOT», после которой идёт длинная последовательность символов. Нужные вам четыре цифры (неделя и год) обычно расположены в самом конце этого кода и часто обведены в овальную рамку. Если на одной стороне шины вы их не обнаружили, проверьте другую — иногда производители наносят полный код только с внутренней стороны.



Итак, алгоритм прост: найдите надпись DOT, в конце длинной последовательности символов после неё найдите четыре цифры. Если их нет с лицевой стороны, осмотрите внутреннюю часть покрышки.
Обратите внимание: Ford посвятил особый Mustang фильму 50-летней давности.
Почему возраст имеет значение: сроки службы шин
Если на ваших шинах вообще отсутствует четырёхзначный код DOT, это верный признак того, что им больше 20 лет, и они требуют немедленной замены. Согласно рекомендациям самих производителей, средний срок безопасной эксплуатации шин составляет от 7 до 10 лет. При этом мягкие зимние шины изнашиваются физически быстрее, поэтому их ресурс обычно меньше. Российские стандарты (ГОСТ 5513, ГОСТ 4754-97) и вовсе устанавливают нормативный срок службы автомобильной резины в 5 лет с момента изготовления.
Это правило распространяется и на новые, но залежавшиеся на складе шины. Даже если покрышка никогда не была в употреблении, но была произведена более 5 лет назад (например, в 2018 году или ранее), покупать её не стоит. Резина стареет и теряет свойства даже при идеальных условиях хранения. Мнения экспертов разнятся: немецкие специалисты допускают хранение до 6 лет, а американские советуют не использовать шины старше 10 лет. Однако юридическая ответственность производителя за качество и заявленные характеристики, как правило, ограничена именно первыми пятью годами.
Итог: безопасность прежде всего
Если возраст ваших летних шин не превышает 5-6 лет, а глубина протектора соответствует норме, можно ездить спокойно. Но с каждым последующим годом риски растут. Под воздействием ультрафиолета, кислорода, перепадов температур и озона резина дубеет, трескается и теряет способность обеспечивать надёжное сцепление, особенно на мокрой дороге. Это напрямую влияет на увеличение тормозного пути и риск аквапланирования. Показательные тесты демонстрируют, что 10-летние премиальные шины известных марок могут уступать в безопасности на мокром асфальте новым бюджетным моделям. Экономия на своевременной замене резины — это неоправданный риск, ставящий под угрозу вашу жизнь и жизнь окружающих. Не пренебрегайте проверкой даты производства!
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Покупаете комплект подержанных шин или просто не помните, как давно ездите на своих.