Влияние проблем с Boeing 737 MAX на рост цен на авиабилеты и ситуацию на рынке

Проблемы с производством самолетов Boeing, в частности модели 737 MAX, оказывают заметное влияние на авиационный рынок, что уже отражается на стоимости перелетов для пассажиров. По данным правительства США, в январе цены на авиабилеты в стране выросли более чем на 3.5%, что стало самым значительным скачком почти за два года. Этот рост напрямую связан с замедлением темпов производства самолетов после того, как регуляторы ввели запрет на наращивание выпуска Boeing 737 MAX. Решение последовало за серией инцидентов, включая аварийные посадки, которые подорвали доверие к безопасности этой модели.

Дефицит самолетов и поиск решений

Крупные авиаперевозчики, такие как United Airlines, Southwest Airlines и Ryanair, уже столкнулись с нехваткой воздушных судов, что вынудило их сократить количество запланированных рейсов. В преддверии активного летнего сезона компании активно ищут на рынке замену для своих лайнеров 737 MAX. Однако эти поиски осложняются тем, что проблемы обнаружены не только у Boeing. В узкофюзеляжных самолетах конкурента, компании Airbus, при проверках также были выявлены дефекты, включая использование контрафактных деталей в двигателях. По мнению экспертов, например, главного редактора портала Авиа.ру Романа Гусарова, говорить о глобальном дефиците самолетов в сегменте пока преждевременно.

Хотя официально деятельность по производству 737 MAX не приостановлена и сертификат соответствия не отозван, перед каждым полетом авиакомпаниям теперь необходимо проводить углубленный технический аудит. Каждый новый инцидент, связанный с дефектами этой модели, ведет к постепенному «приземлению» самолетов. Существует вероятность, что все лайнеры 737 MAX могут быть отозваны для дополнительных проверок, что усугубит проблему нехватки доступных воздушных судов.

Факторы роста цен и ситуация в мире

Насколько серьезен рост цен на 3.5%? В истории авиации бывали и более резкие скачки, исчисляемые десятками процентов. Текущее повышение, вероятно, вызвано комплексом причин, где помимо проблем с производством свою роль играет и стоимость авиационного топлива. Мировой парк самолетов был рассчитан на докоронавирусные объемы перевозок и обладает определенным резервом. В некоторых регионах пассажиропоток уже приблизился к показателям 2019 года, но не везде. Если на рынке есть свободный самолет, авиакомпания может оперативно заключить договор аренды или лизинга, иногда даже с экипажем. Важно отметить, что кризис Boeing затрагивает не весь парк, а преимущественно модели 737 MAX. Их сотни, но это поколение еще не стало доминирующим на рынке.

Обратите внимание: Вот только бы ценник поменьше стоимости квартиры и совсем хорошо.

Влияние на Россию и производственные прогнозы

Прямого влияния на российский рынок проблемы Boeing, скорее всего, не окажут. Российские авиакомпании не эксплуатируют самолеты 737 MAX, хотя и сталкиваются с трудностями при покупке запчастей для других моделей через «серый» рынок. По оценкам Федерального управления гражданской авиации США (FAA), Boeing временно не может производить более 38 самолетов серии MAX в месяц до полного разрешения ситуации. Фактические поставки в январе и феврале составили лишь 42 лайнера, что вдвое меньше, чем в декабре. Аналитики компании Amex GBT прогнозируют, что если проблемы производителя затянутся, цены на билеты в течение следующих шести месяцев могут вырасти дополнительно на 8–18%. Сам Boeing заявляет, что рассчитывает полностью устранить ключевые дефекты к началу 2025 года.

Системные последствия для отрасли

Как отмечает руководитель Аналитического центра Национального института гражданской авиации Федор Борисов, производственный кризис Boeing может изменить правила регулирования всего рынка. Компания уже понесла значительные финансовые и репутационные потери, а проблема приобрела системный характер, нанеся ущерб доверию ко всей авиационной промышленности. Вероятно, будут пересмотрены подходы к системам сертификации новых самолетов. В среднесрочной и долгосрочной перспективе проблемы Boeing способны серьезно повлиять на мировой рынок, учитывая, что Airbus и Boeing являются основными поставщиками пассажирских лайнеров. Даже если Airbus попытается воспользоваться ситуацией, он не сможет мгновенно нарастить производственные мощности. Если же Boeing удастся быстро решить накопившиеся проблемы, он сможет вернуться к прежним объемам и избежать острого дефицита самолетов на рынке.

Причины ужесточения контроля

Поводом для ужесточения контроля послужили несколько громких инцидентов. В январе у самолета Boeing 737 MAX авиакомпании Alaska Airlines в полете оторвалась часть фюзеляжа. В марте у лайнера United Airlines при взлете отвалилось колесо. Проверки выявили, что производитель провалил часть тестов, а на некоторых деталях болты были затянуты неправильно.

Текущая ситуация у авиакомпаний

Например, Ryanair оценивает свою нехватку парка в 17 самолетов и планирует поднять цены на некоторые европейские рейсы на 10%. Однако, как отмечает Bloomberg, проблемы Boeing — не единственная причина напряжения. Такие авиакомпании, как Lufthansa и Wizz Air, также сталкиваются с простоями самолетов из-за затянувшегося ремонта двигателей.

Елизавета Скобцова

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как дефекты 737 MAX отразятся на стоимости билетов.