Российский рынок подержанных автомобилей пережил настоящий бум в последние годы. На фоне пандемии, а затем и геополитических событий, цены на машины, особенно иностранного производства, резко пошли вверх. Например, в 2022 году они выросли на 24%, а в 2023-м — ещё на 22-29%. Это было вызвано целым комплексом причин: от колебания валютных курсов и санкционных ограничений до изменений в правилах уплаты утилизационного сбора. Для одних это стало поводом для инвестиций, а другие увидели в росте стоимости своего авто шанс решить жилищный вопрос, продав машину и вложив вырученные средства в ипотеку.
Издание Autonews.ru совместно с РБК-Недвижимость провело исследование, чтобы сравнить динамику цен на автомобили и квартиры в 2024 году. Журналисты также пообщались с реальными людьми, которые решились на такой шаг. Их опыт показывает, что путь от продажи машины до покупки жилья полон нюансов: от сложностей с оформлением сделки до пересмотра всего образа жизни, если приходится отказываться от личного транспорта.

Рынок авто с пробегом: когда подержанное стоит дороже нового
Хотя официальной статистики по сделкам «авто в обмен на квартиру» нет, с 2021 года на сайтах объявлений всё чаще мелькают подобные предложения. Ситуация на рынке уникальна: из-за дефицита новых машин цены на автомобили с пробегом взлетели до небес. Анализ агрегатора «110 км.ру» показал, что к началу 2023 года стоимость подержанных и новых машин одной модели и года выпуска практически сравнялась, а в премиум-сегменте б/у иномарки и вовсе стали дороже. Например, годовалый внедорожник Lexus LX может стоить на 35% больше, чем его новый аналог в похожей комплектации.
С одной стороны, это создаёт соблазн продать автомобиль с большой выгодой. Но с другой — встаёт вопрос о замене. Как отмечают эксперты, альтернативы не всегда очевидны. Общественный транспорт подходит не всем, такси стало дорогим, а каршеринг доступен не во всех городах. Покупка новой машины часто оказывается невыгодной из-за высоких процентных ставок по автокредитам, которые могут быть выше, чем по ипотечным программам. Поэтому, прежде чем продавать единственный автомобиль, стоит тщательно взвесить все «за» и «против» и, возможно, проконсультироваться с финансовым советником.


Личный опыт: истории тех, кто решился на обмен
Ирина: Автомобиль как инвестиционный актив
Для Ирины и её мужа автомобили — это не просто средство передвижения, а часть инвестиционной стратегии. Несколько лет назад они купили небольшую квартиру в Зеленограде в ипотеку. Сейчас её стоимость выросла вдвое, и пара планирует продать её, чтобы приобрести жильё побольше в другом районе. Чтобы увеличить бюджет, они решили продать одну из четырёх машин, которые рассматривают как активы. «Мы продаём автомобили сами, без салона, — делится Ирина. — Конечно, с автосалоном было бы быстрее, но когда продаёшь сам, цена получается выше. У нас есть четыре машины, которые мы используем как инвестиционные инструменты, и они редко бывают дешёвыми».
Елена: Трейд-ин через застройщика
Елена из Краснодара выбрала другой путь. В 2021 году её семья воспользовалась программой трейд-ина, которую банки начали предлагать в партнёрстве с застройщиками. Они продали автомобиль мужа, чтобы внести первоначальный взнос за квартиру в строящемся жилом комплексе. «Я знала, что как только дом будет сдан, цены взлетят, поэтому решила использовать недвижимость как «копилку», — объясняет Елена. Она убедила мужа продать машину через компанию-застройщика, чтобы сэкономить время и нервы. Хотя, возможно, они немного потеряли в цене по сравнению с самостоятельной продажей, Елена не жалеет: «Машиной все равно никто особо не пользовался, а квартира — это квартира».
Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.
Как работает схема трейд-ина на квартиру
Программа обмена автомобиля на первоначальный взнос по ипотеке обычно включает несколько этапов:
- Выбор и заявка. После выбора квартиры в новостройке клиент заполняет онлайн-заявку, указывая данные своего автомобиля (марка, год выпуска) партнёрскому автосалону застройщика.
- Предварительная оценка. Автодилер проводит предварительную оценку и сообщает клиенту примерную сумму, которую готов заплатить за машину.
- Диагностика и финальная цена. Если предложение устраивает, клиент пригоняет автомобиль в автоцентр для полноценной диагностики. На её основе эксперт объявляет окончательную цену выкупа.
- Сделка. Полученные за автомобиль деньги напрямую перечисляются застройщику в качестве первоначального взноса по ипотеке или частичной/полной оплаты стоимости квартиры.
Мнение экспертов: схема есть, но спроса почти нет
Несмотря на существование таких программ, юристы и девелоперы отмечают, что подобные сделки — большая редкость. Анастасия Ермилова, совладелица «Агентства недвижимости Ермилова», утверждает, что за семь лет работы её компания не столкнулась ни с одним случаем трейд-ина автомобиля на жильё. «Это исключение, ведь люди не хотят расставаться со своими машинами. Если в семье одна машина, то альтернативы ищут другие», — поясняет она.
По словам эксперта, застройщики сегодня предлагают множество других, более популярных программ, которые не требуют продажи имущества: от отсрочки первоначального взноса до «траншейной» ипотеки. Многие предпочитают взять потребительский кредит на первый взнос, чем остаться без автомобиля.
Это подтверждает и опыт девелоперов. Например, петербургская ГК «Полис», одна из первых запустившая программу «Автомобиль в кредит» в 2021 году, в 2023-м не заключила по ней ни одной сделки. В пресс-службе компании отметили, что сейчас у покупателей нет соответствующего запроса, так как на рынке появились более выгодные и удобные инструменты.

Евгений: Цена решения — ежедневный дискомфорт
История Евгения — пример того, когда финансовая выгода не компенсирует бытовые неудобства. Он продал свой BMW 3 Series 2021 года выпуска с прибылью в 600 тысяч рублей, чтобы вложить деньги в московскую квартиру после рождения второго ребёнка. «Я подумал, что машина — не страховка на будущее для сыновей, а квартира — да», — вспоминает он.
Однако сейчас Евгений глубоко сожалеет о своём решении. Каршеринг, на который он возлагал надежды, не стал полноценной заменой личному автомобилю. «Вам придётся полностью менять свои привычки, каждый раз приспосабливаться, летать по этому каршерингу и терпеть неприятные запахи и грязь, оставленные предыдущими пользователями. В общем, мне сложно», — делится он. Видя, сколько сейчас стоят автомобили с его пробегом, Евгений понимает, что вернуть себе аналогичный уровень комфорта будет очень дорого.
Все эти случаи скорее исключительны. В современных условиях автомобиль, особенно иномарка, снова стал символом статуса и комфорта. Решиться на его продажу могут либо те, у кого в семье несколько машин, либо те, для кого содержание авто стало обузой. Для них «конвертация» движимого имущества в недвижимое может быть оправдана. Для всех остальных — это сложный выбор, требующий тщательного анализа финансовой ситуации и готовности к изменениям в образе жизни.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Как в России работает схема продажи авто ради жилья: все непросто.