14 марта 1954 года, ровно 70 лет назад, завершилось строительство и была полностью введена в эксплуатацию Кольцевая линия Московского метрополитена. Одна из самых известных городских легенд связывает её появление с Иосифом Сталиным. Согласно этому историческому анекдоту, вождь, изучая схему радиальных линий метро, поставил в её центр свою кофейную чашку. Коричневый круг, оставленный на бумаге, якобы и подсказал идею создания кольцевой разгрузочной линии, что впоследствии определило и её цвет на схемах. Хотя это всего лишь занимательная история, в ней есть доля правды о необходимости такого проекта. В честь юбилея РБК Life собрал самые увлекательные факты и разобрал популярные мифы о легендарном кольце московской подземки.

Самая загруженная и комфортная линия
Изначально в проектах московского метро кольцевой линии не предусматривалось. Однако после запуска второй очереди в 1938 году нагрузка на ключевые пересадочные узлы стала критической. Для её распределения и было принято стратегическое решение соединить главные станции в единое кольцо. В проектных документах линия фигурировала как «Большое кольцо», поскольку параллельно рассматривалась идея «Малого кольца» вдоль бульваров. Надпись «Курская Большого кольца 1945−1949 гг.» на стене одноимённой станции — прямое тому подтверждение.

Строительство, начатое ещё в 1944 году, шло в три этапа. Первый участок от «Парка культуры» до «Курской» длиной 6,4 км открылся 1 января 1950 года. Финальный отрезок, замкнувший кольцо между «Белорусской» и «Парком культуры», был сдан 14 марта 1954 года. Интересно, что трасса линии лишь частично следует очертаниям Садового кольца, зато она соединяет семь из девяти московских вокзалов. Полный круг по линии протяжённостью около 20 км современный поезд преодолевает примерно за 30 минут.
Ежедневный пассажиропоток на Кольцевой в будние дни достигает 750 тысяч человек. Для его обслуживания в час пик одновременно курсирует до 30 составов. Для удобства навигации используется любопытная система объявлений: при движении по часовой стрелке следующую станцию называет мужской голос, а против часовой — женский. Этот же принцип применяется и на радиальных линиях для ориентации пассажиров относительно центра города.

Кольцевая линия — рекордсмен по микроклимату: зимой здесь самая тёплая температура, а летом — самая прохладная среди всех линий метро. Этот феномен объясняется большой глубиной залегания станций: летом породы медленнее прогреваются, а зимой — дольше остывают, создавая комфортный для пассажиров баланс.
Рай для ценителей красоты и древние окаменелости

На отделку залов и вестибюлей станций Кольцевой линии ушло около 50 000 квадратных метров мрамора и гранита, привезённых со всех уголков СССР: с Кавказа, Урала, Алтая, Украины, из Карелии и Узбекистана. Эта каменная летопись представляет огромный интерес для палеонтологов-любителей. В облицовочных плитах можно обнаружить настоящие окаменелости возрастом в миллионы лет — от древних кораллов и губок до раковин моллюсков и скелетов морских ежей.
Каждая станция Кольцевой — это самостоятельный архитектурный шедевр. Например, потолочные панно на «Белорусской» выполнены в сложнейшей технике флорентийской мозаики из натуральных цветных камней. А «Комсомольская» по праву считается жемчужиной метро, поражая воображение высоченными потолками, позолоченными барельефами, роскошной мозаикой и мраморными колоннами с изящной лепниной.
Обратите внимание: Юбилей легенды: каким был самый первый Mercedes AMG.

Станция «Новослободская» знаменита своими уникальными витражами. Эскизы для них создал художник Павел Корин, выходец из семьи палехских иконописцев, изобразив причудливые композиции из фантастических цветов, растений и звёзд. А воплощали замысел в жизнь старые рижские мастера, которые после закрытия многих храмов в атеистическом государстве вновь обрели работу, применяя свои навыки в метростроении.
Красоту и чистоту кольцевых станций высоко оценил даже иностранный журналист. Такер Карлсон, посетивший Москву в начале 2024 года, был впечатлён станцией «Киевская», которую он назвал построенной Сталиным 70 лет назад. Американец отметил отсутствие граффити, неприятных запахов, бездомных и общую образцовую чистоту, контрастирующую с состоянием многих публичных пространств на Западе.
Поезда-призраки и другие легенды
История со сталинской чашкой кофе — далеко не единственный миф, окутывающий Кольцевую линию. Самая известная городская легенда рассказывает о поезде-призраке. Согласно ей, в ночные часы, перед закрытием метро, на кольце появляется состав из вагонов 1940-50-х годов, управляемый душами рабочих, погибших при строительстве тоннелей. Считается, что живым пассажирам ни в коем случае нельзя заходить в этот поезд, иначе они заблудятся навсегда.

Среди студентов бытует своё суеверие: чтобы успешно сдать экзамен или зачёт, нужно перед ним проехать полный круг по Кольцевой линии. Ещё одна легенда связывает 12 станций кольца с 12 знаками зодиака. Якобы Сталин, интересовавшийся наследием чернокнижника и сподвижника Петра I Якова Брюса, заложил в проект астрологический символизм. Хотя изначально планировалась и 13-я станция, некоторые астрологи всерьёз полагают, что каждая остановка несёт энергию определённого знака. В 2019 году даже была опубликована специальная схема, где, например, «Новослободской» соответствует Козерог, «Проспекту Мира» — Водолей, а «Комсомольской» — Рыбы.
Станций на кольце скоро станет больше
Идея 13-й станции на Кольцевой линии, которая в 1950-х проектировалась как «Суворовская площадь», долгое время оставалась нереализованной. Неудачными оказались и попытки возродить проект в 1990-х и 2000-х годах. Однако осенью 2022 года власти Москвы официально одобрили строительство станции «Суворовская». По плану, у неё будет два вестибюля с выходами на Суворовскую площадь, Делегатскую улицу, улицу Дурова и Олимпийский проспект.

Новая станция, открытие которой предварительно намечено на 2028 год, станет важным пересадочным узлом, соединив северный участок Люблинско-Дмитровской линии с Кольцевой. Ожидается, что после её ввода в эксплуатацию пассажиропоток на соседней станции «Проспект Мира» снизится примерно на треть, что улучшит транспортную ситуацию в этом районе.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Чашка кофе Сталина, шедевры архитектуры и легенды о поездах-призраках.


