Контроль цен на авиабилеты в России: как ФАС регулирует рынок и советы по экономии для пассажиров

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России играет ключевую роль в регулировании цен на авиабилеты. Ведомство не только отслеживает ситуацию на рынке, но и принимает активные меры. Ярким примером стал иск против авиакомпании S7 Airlines. Ранее ФАС также предлагала меры по снижению стоимости билетов для жителей популярных туристических регионов в предновогодний период. Однако эксперты отмечают, что рост цен на перелеты отстает от инфляции на авиатопливо и запчасти, а пассажиры зачастую сталкиваются с разной стоимостью за одинаковые услуги. В этой статье подробно разбираем, от чего зависит цена билета и как путешественникам можно сэкономить на перелетах.

Обоснованный тариф и позиция регулятора

В ФАС признают, что в авиационной отрасли действует динамичное ценообразование с выраженной сезонностью. При этом ведомство считает экономически оправданным установление разных цен в рамках одного тарифа на идентичный рейс с одинаковыми датой и временем вылета. Однако этот момент требует дополнительного законодательного уточнения.

Авиакомпании S7 было предписано разработать и согласовать с ФАС свою коммерческую и ценовую политику. Перевозчик не выполнил это требование и обжаловал решение, но Арбитражный суд Москвы встал на сторону антимонопольной службы. В случае доказательства вины авиакомпании ей грозит существенный штраф.

«29 февраля S7 Airlines подала апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Москвы по предупреждению ФАС, — прокомментировала ситуацию директор по связям с общественностью S7 Group Ирина Колесникова. — Решение суда первой инстанции еще не вступило в законную силу, вопрос находится на рассмотрении. Мы работаем над урегулированием».

Ранее ФАС уже не раз обращала внимание на ценообразование. Например, перед Новым годом служба рекомендовала авиакомпаниям пересмотреть тарифы в периоды пикового спроса. По данным ведомства, это позволило снизить стоимость билетов на 7-39%.

«Сегодня мы наблюдаем существенный рост цен по многим туристическим направлениям», — заявил в конце февраля заместитель руководителя ФАС Петр Иванов. В частности, проблема затронула Калининград, где из-за наплыва туристов местные жители оказались в сложной ситуации, а цены на билеты взлетели. Минтранс РФ дал указание авиакомпаниям, выполняющим дополнительные рейсы в этот регион, не повышать тарифы.

В начале февраля президент России Владимир Путин поручил не допускать необоснованного роста цен на внутренние авиаперевозки.

Динамика цен и покупательская способность

Мнения экспертов о причинах роста цен расходятся. Петр Иванов из ФАС сообщил, что в целом средний чек в 2023 году по сравнению с 2019-м (до пандемийного года, когда билеты были дешевле из-за госсубсидий) вырос на 6,3%.

«Авиакомпании применяют принцип динамического ценообразования, — поясняет вице-президент Федерации туриндустрии РФ Дмитрий Горин. — Среднегодовой рост цен до 10% связан с удорожанием авиатоплива, ремонта, техобслуживания и запасных частей».

В январе СМИ сообщили, что, по данным Росстата, средняя цена билета эконом-класса в России в 2023 году выросла на 22,2%.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает: «Существуют разные оценки, и нет единой методики, по какому ведомству будет проверяться стоимость билета». По его словам, открытые данные Росстата обычно показывают несколько больший рост. Агентство учитывает стоимость билета эконом-класса за 1000 км пути.

Согласно информации «Известий», Росстат включает в услугу «Перелет в салоне самолета эконом-класса» перелет из областного центра в Москву или другой город РФ (в направлении «туда») на расстояние 1000 км. По оценкам, две трети рейсов и билетов, попадающих под мониторинг Росстата, — это билеты в Москву. Средняя стоимость рассчитывается по алгоритму: регистратор «выкупает» авиабилеты каждую пятницу на вылеты в течение недели и раз в два месяца (в зависимости от частоты рейсов из аэропорта). Отслеживаются цены как минимум на 3-5 рейсов.

Минтранс летом прошлого года сообщал о разработке совместно с Минэкономразвития, Росстатом и ФАС новой единой методики оценки стоимости авиабилетов. Она будет учитывать динамические системы ценообразования и разную глубину бронирования (в том числе более чем за месяц до вылета).

«Есть очень простое и понятное наблюдение: если на фоне роста цен на билеты существенно увеличивается трафик, значит, доступность находится на уровне, на котором большинство потребителей могут себе позволить авиаперелеты», — добавил Олег Пантелеев.

Напомним, российские авиакомпании в 2023 году перевезли более 105 миллионов пассажиров, что почти на 2,5 миллиона превысило плановые показатели, как заявил на выставке NAIS министр транспорта Виталий Савельев.

Позиция отрасли: «Нет смысла реагировать»

«В случае с ФАС моя позиция совпадает с позицией S7. Она основана на том, что в Воздушном кодексе четко прописано: вопрос цен и сборов — прерогатива авиакомпаний, а не регулятора», — подчеркнул Олег Пантелеев. — Конечно, если мы говорим о субсидированных билетах, авиакомпании должны соблюдать правила программы. Но факт остается фактом. В коммерческой деятельности перевозчики должны быть свободны, в том числе в вопросах ценообразования».

Он пояснил, что авиакомпании используют в своих системах большое количество тарифов с разными подклассами. Существуют также правила их применения, но потребители не всегда обращают на них внимание.

По его словам, самые дорогие контракты на проезд в эконом-классе — это годовые контракты. Пассажиры имеют право сесть в самолет практически в любое время года. При этом, несмотря на высокую стоимость, норма провоза багажа у них будет такой же, как и у стандартного тарифа.

«Субсидии и фиксированные тарифы должны контролироваться государством, — заявил председатель Всероссийской пассажирской ассоциации, заместитель председателя Общественного совета Минтранса Илья Зотов. — Остальное стоит просматривать каждый месяц. Когда цены растут, нет смысла реагировать».

Он также отметил, что сама политика ФАС непрозрачна. Общественность хочет жаловаться, но никто не понимает, что такое нормальная цена.

Меньше услуг — выше цена?

Илья Зотов привел пример десятков недавних жалоб на стоимость билетов в Тюмень. Например, из Санкт-Петербурга в конце апреля перелет туда и обратно обходится в 35-40 тысяч рублей. Ранее критике подвергались цены на билеты в Калининград и Дагестан. За три года они значительно выросли.

По словам Зотова, билеты «Аэрофлота» зачастую дешевле билетов «Победы». У пассажиров нет четкого понимания, почему так происходит, ведь перечень услуг у лоукостера меньше, а требования к габаритам багажа строже.

Дмитрий Горин напомнил, что авиакомпании начинают продажи за 11 месяцев до вылета. Цены могут значительно вырасти по мере приближения даты вылета и заполнения самолета. Например, у бюджетных авиакомпаний даже за месяц до вылета на определенные даты может оставаться очень мало свободных мест.

Однако это не обязательное правило, так как работает динамическое ценообразование. Например, сегодня агрегатор предлагает купить билет на рейс Санкт-Петербург — Тюмень на 14 марта за 2346 рублей («Победа»), но в пятницу он будет стоить уже 3893 рубля. На конец апреля цена составляет 6-7 тысяч рублей.

Практические советы: как сэкономить на перелетах

Эксперты дали пассажирам несколько практических советов по экономии. На большинстве маршрутов существует конкуренция между авиакомпаниями, поэтому потребители могут выбрать лучший тариф, если планируют поездку заранее.

Также стоит пользоваться акциями и распродажами, которые регулярно объявляют авиакомпании.

Еще один эффективный способ — подписаться на Telegram-каналы, где публикуются скидки. В этом случае нужно быть готовым к спонтанной поездке. Например, одно из сегодняшних предложений в таком канале: перелет из Саратова в Уфу или из Минеральных Вод в Махачкалу — от 888 рублей.

Билеты без нормы провоза багажа и без возможности возврата, как правило, дешевле.

«Существует программа субсидирования. Есть скидки для пенсионеров, многодетных семей и людей до 23 лет, но она действует не во всех регионах», — напоминает Илья Зотов.

Он советует обратить внимание на фиксированные тарифы и, если есть возможность, покупать билеты по тарифу. Эксперты утверждают, что перелет из Москвы на Дальний Восток, например, может оказаться дешевле, чем в Сочи.

Обратите внимание: Приобретение транспортных средств на аукционах позволяет существенно сэкономить.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: ​​​​​​​Как ее контролируют и что поможет сэкономить при планировании перелета.