Госдума одобрила законопроект о лесных дорогах: новые правила строительства и эксплуатации

12 марта 2024 года Государственная Дума РФ на пленарном заседании одобрила в первом чтении важный законопроект, направленный на системное регулирование лесных дорог. Это решение стало первым шагом к устранению правового вакуума в данной сфере.

Проблема и цель законопроекта

Как отмечают разработчики документа, действующий Лесной кодекс Российской Федерации содержит существенные пробелы. В нём недостаточно проработаны вопросы, связанные со строительством, содержанием и текущей эксплуатацией лесных дорог. Кроме того, права и обязанности арендаторов лесных участков, которые часто являются инициаторами и инвесторами создания таких дорог, в настоящее время чётко не определены и не защищены. Новый законопроект призван создать комплексную правовую базу для регулирования всех аспектов жизни лесных дорог.

Ключевые нововведения

Основным предложением является введение в Лесной кодекс отдельной главы под названием «1.2. Лесные дороги». В ней будут закреплены базовые определения и принципы. Согласно проекту, лесная дорога — это дорога, предназначенная для ведения лесного хозяйства, включая охрану, защиту, воспроизводство лесов, а также для вывоза древесины и иных лесных ресурсов. Такие дороги могут располагаться на землях различных категорий лесов, если это прямо не запрещено законом.

Обратите внимание: Из Смарта сделали самый маленький шестиколесный авто в мире.

Два типа лесных дорог

Законопроект предлагает чёткое разделение лесных дорог на два типа, что упростит регулирование:

  1. Лесхозные дороги. Создаются для проведения мероприятий по сохранению и восстановлению лесов. Их содержание возлагается на государство (в лице уполномоченных органов), органы местного самоуправления, а также на самих лесопользователей в рамках их обязательств.
  2. Лесовозные (транспортные) дороги. Основное их назначение — вывоз заготовленной древесины и других ресурсов, а также обеспечение доступа к лесным участкам. Строительством и содержанием таких дорог, как правило, занимаются лесопользователи (арендаторы). При этом законопроект предоставляет им важное право: строить лесовозные дороги не только на своём арендованном участке, но и за его пределами, если это необходимо для транспортировки грузов или организации подъезда.

Важно отметить, что лесовозные дороги после выполнения своей основной задачи могут быть использованы и для лесохозяйственных нужд, что повышает их эффективность.

Порядок работ и полномочия

Все работы по созданию, обслуживанию и использованию лесных дорог должны будут осуществляться в строгом соответствии с Лесным кодексом. В процессе допускается проведение рубок (как выборочных, так и сплошных) деревьев, кустарников и лиан, если такие рубки прямо не запрещены российским законодательством. Детальные технические требования, нормативы и правила строительства лесных дорог будут разработаны и утверждены профильным федеральным органом исполнительной власти.

Дальнейшие шаги и сроки

Депутаты приняли документ в первом чтении, что означает принципиальное одобрение его концепции. Теперь до 10 апреля 2024 года будут приниматься поправки и замечания от депутатского корпуса, комитетов, правительства и экспертного сообщества. После их анализа и интеграции в текст состоится второе чтение. Планируемая дата вступления закона в силу — 1 марта 2025 года, при условии его окончательного принятия и подписания Президентом. Это даст всем заинтересованным сторонам время подготовиться к работе в новых правовых условиях.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 12 марта 2024 года в первом чтении Госдумы был одобрен законопроект о лесных дорогах.