Минтранс запросил дополнительные 295 млрд рублей из ФНБ для выкупа иностранных самолетов

Министерство транспорта России выступило с инициативой о выделении дополнительных средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на поддержку авиационной отрасли. Согласно информации, ведомство запросило у правительства 295 миллиардов рублей. Эти средства планируется направить на субсидирование процесса перерегистрации иностранных самолетов в российскую юрисдикцию в 2024 году.

Цели финансирования и потребности авиакомпаний

Основным бенефициаром нового транша, по данным источников, должен стать «Аэрофлот». Запрашиваемая сумма рассчитана, в первую очередь, исходя из потребностей этой авиакомпании для приобретения около 90 воздушных судов. Обсуждение этого вопроса, как сообщается, состоялось на совещании с президентом РФ 7 февраля. Власти пока не приняли окончательного решения по данному обращению.

Представители Минтранса, Росавиации, Минфина и Минэкономразвития не прокомментировали эту информацию. Авиакомпании также воздержались от комментариев.

Предыдущий опыт и механизмы поддержки

В 2023 году из ФНБ уже было выделено около 297 миллиардов рублей на аналогичные цели. Эти средства через дочернюю структуру Росавиации «НЛК Финанс» позволили стать новым владельцем 162 самолетов, принадлежавших таким перевозчикам, как «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и «Аврора». Это составило более трети парка, находившегося в собственности иностранных лизингодателей. Средства предоставлялись под низкий процент (1,5%) на длительный срок (15 лет).

Механизм работы был следующим: «НЛК Финанс» выкупал самолеты, после чего передавал их авиакомпаниям. «Аэрофлот» получал суда в операционную аренду, а другие перевозчики — в финансовый лизинг с правом последующего выкупа.

Текущее состояние парка и потенциальные сделки

На конец 2023 года группа «Аэрофлот» насчитывала 349 самолетов, включая отечественные SSJ-100. Из 271 иностранного судна, зарегистрированного на Бермудах, 185 были переведены в российский реестр. Это включает 102 самолета от иностранных владельцев и 83 — от российских лизингодателей. Таким образом, у группы остается потенциал для перерегистрации еще около 86 иностранных воздушных судов.

Из предыдущего транша в 297 млрд рублей на сделки «Аэрофлота» пришлось не менее 250 млрд. Помимо флагмана, средства ФНБ получили S7 Airlines (на 45 самолетов), «Уральские авиалинии» (на 19 самолетов) и «Аврора» (на 5 самолетов). Всего российские авиакомпании уже переоформили права более чем на 170 самолетов из примерно 400, ранее принадлежавших иностранным лизингодателям.

Обратите внимание: Минтранс направил в МВД предложение об ужесточении наказания за езду без госномеров или со скрытыми номерами.

Экспертная оценка и перспективы

Эксперты авиационной отрасли положительно оценивают практику государственного софинансирования таких сделок. Федор Борисов из Национального института гражданской авиации считает логичным легализацию всего оставшегося парка. Это минимизирует юридические риски, связанные с полетами за границу и возможными арестами воздушных судов, а также снижает валютную долговую нагрузку на авиакомпании.

Олег Пантелеев, исполнительный директор «Авиапорта», называет софинансирование мощным инструментом поддержки отрасли. По его мнению, авиакомпаниям крайне сложно самостоятельно урегулировать вопросы с иностранными кредиторами без помощи государства. Как отмечает «Аэрофлот», уже проведенные сделки позволили снизить долю валютных обязательств по аренде с более 90% до 60%.

Продолжение финансирования, по мнению аналитиков, поможет поддержать международную маршрутную сеть российских перевозчиков и компенсировать естественное сокращение парка в будущем.

Айгуль Абдулина

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Минтранс запросил еще 295 млрд руб.