От DAT до Datsun: история зарождения и эволюции японского автопрома

Современная Япония — мировой лидер в автомобилестроении, но её путь к этому успеху был долгим. В начале XX века страна сильно отставала в этой области. Например, в 1907 году, когда в США компания Ford выпустила около 15 000 машин, в Японии был собран лишь первый двигатель внутреннего сгорания.

Зарождение японской автомобильной промышленности связано с именем инженера Масахиро Хашимото. Увлечённый американским автопромом, он стал ключевой фигурой в создании первых японских автомобилей.

Рождение первого бренда: DAT

В 1911 году Хашимото основал в Токио автомобильный завод «Кайшинся». Для реализации своего проекта он привлёк трёх влиятельных бизнесменов: Кенджиро Та, Мидоро Аояма и Ментаро Такеучи. Несмотря на то что в то время в Японии почти никто не разбирался в машинах, энтузиазм и уверенность инженера убедили инвесторов поддержать начинание.

Через три года был представлен первый рабочий прототип — четырёхцилиндровый фаэтон. Технически это была адаптация американских моделей того времени, но для Японии автомобиль стал прорывом. Он был первым серийным пассажирским автомобилем в стране и получил имя DAT, составленное из первых букв фамилий инвесторов: Den (Та), Aoyama и Takeuchi.

Интересно, что аббревиатура DAT на японском также означала «заяц». Эта аналогия казалась уместной для небольшого и проворного автомобиля, и позже на капоте появилась фигурка прыгающего зайца. Серийное производство модели DAT началось в 1915 году и, что удивительно, продолжалось без серьёзных изменений до 1926 года, что говорит о неспешном развитии рынка.

Конкуренция в то время была минимальной. Основными соперниками были трёхколёсная электрическая коляска Gorham и микроавтомобиль Lyra от компании Jitsugyo. Вскоре эти компании объединились с DAT, но это не создало монополии. Спрос на автомобили в Японии был низким и в основном удовлетворялся за счёт импорта, так как местные машины считались дорогими и ненадёжными. К 1926 году производство легковых DAT свернули, сосредоточившись на армейских грузовиках.

Новая эра: появление Datsun

Ситуация изменилась в 1931 году, когда активы DAT перешли под контроль крупной промышленной группы Tobato Imono. Её амбициозный президент Сигэсуке Аюкава поставил цель вытеснить импортные автомобили с японского рынка, предложив более доступные местные модели.

Инженеры создали компактную малолитражку Datson, что означало «сын DAT». Она оснащалась маленьким 0.5-литровым двигателем мощностью 10 л.с. Ключевым преимуществом было то, что для управления таким автомобилем по японским законам не требовались водительские права. Низкая цена и компактные размеры, идеальные для узких улиц, обеспечили модели успех.

Вскоре выяснилось, что приставка «son» в японском может ассоциироваться с упадком. Название быстро сменили на Datsun. В 1934 году Tobato Imono была переименована в Nissan Motor Co., Ltd., что окончательно связало судьбы двух брендов.

Военное время и послевоенное развитие

Во время Второй мировой войны Nissan стал крупным поставщиком для армии. В мирное время компания продолжила использовать имя Datsun для большинства легковых моделей, так как оно меньше ассоциировалось с военным прошлым.

Datsun долгое время оставался основным потребительским брендом быстрорастущей компании Nissan. Лишь в 1960-70-е годы доля моделей под маркой Nissan начала увеличиваться. Со временем модельные ряды Nissan и Datsun стали настолько пересекаться, что многие автомобили отличались только эмблемами, что путало покупателей.

Стало очевидно, что нужно оставить одно имя. В начале 1980-х было принято стратегическое решение отказаться от бренда Datsun в пользу глобального имени Nissan. 1 января 1984 года выпуск автомобилей Datsun был официально прекращён, хотя спустя 30 лет бренд пережил временное возрождение.

Топ-10 знаковых автомобилей Datsun

1. Модель DAT 41 (1916) — не первый японский автомобиль, но один из первых, выпускавшихся относительно массово. Оснащался 2.3-литровым 20-сильным двигателем и развивал скорость до 40 км/ч, считаясь в своё время автомобилем класса люкс.

2. Datsun Model 10 (1931) — первая малолитражка, которую часто обвиняли в копировании британского Austin 7. Несмотря на внешнее сходство, автомобили были конструктивно разными. Интересно, что сам Герберт Остин заказал один Datsun из чистого любопытства.

Датсун Остин 7

3. Datsun Deluxe Sedan DB2 (1950) — первый четырёхдверный Datsun. С 20-24 л.с. и максимальной скоростью 78 км/ч он сегодня кажется примитивным, но наглядно показывает, с какого уровня начинался послевоенный японский автопром.

4. Datsun 210 Fuji (1958) — автомобиль, с которым марка впервые заявила о себе в автоспорте. Два экземпляра финишировали в изнурительном ралли «Вокруг Австралии», заняв 1-е и 4-е места в своём классе, что стало важной моральной победой.

5. Datsun S211 Sport (1959) — первый настоящий спортивный автомобиль марки. Лёгкий (810 кг) родстер со 100-сильным двигателем и стеклопластиковым кузовом развивал 112 км/ч и напоминал британские спорткары, оставаясь при этом самостоятельной разработкой.

6. Двухместный пикап Datsun (1965) — пример практичности и оригинальности. Коммерческие автомобили всегда были основой бизнеса Datsun, а эта модель с четырёхместной кабиной стала удачным решением для малого бизнеса.

7. Datsun 510 (1968) — модель, изменившая восприятие марки в США. Надёжный и достаточно динамичный седан стал для американцев доступной альтернативой европейским машинам и завоевал мировую популярность.

8. Datsun Fairlady Z (1969) — легендарное купе, которое часто называли «Porsche для бедных». Стильный дизайн, 150-сильный двигатель и разгон до 100 км/ч за 8 секундов при доступной цене сделали его культовым автомобилем.

9. Datsun Cherry (1970) — первый переднеприводный Datsun. Компактный и экономичный, он идеально подошёл к началу топливного кризиса 1970-х. Спортивная версия купе с двигателем 1.2 литра была особенно интересна.

10. Datsun B210 Competition Coupe (1981) — самый быстрый «Datsun» в мире, хотя от оригинальной модели у этого драгстера остались лишь задние фонари. С двигателем Chrysler V8 он разогнался на соляных равнинах Бонневиля до 475 км/ч.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Авто Mail.