С наступлением весны интернет-форумы для велосипедистов заполняются одними и теми же вопросами от новичков. Однако важно понимать, что активную часть сообщества часто составляют энтузиасты, которые предпочитают высокотехнологичные и дорогие модели для спортивной езды. Для большинства же людей, которые планируют кататься 1-2 раза в неделю по парковым дорожкам, проезжая 10-15 километров, такие «навороченные» велосипеды излишни. В этой статье мы разберем, как подобрать качественный, долговечный и при этом доступный по цене велосипед для комфортных городских прогулок.
Какой тип велосипеда выбрать?
Для передвижения по городу и паркам оптимально подходят два основных типа современных велосипедов:
1. Горный велосипед (MTB). Это самый популярный и универсальный вариант. Он оснащен прочной алюминиевой рамой, внедорожными шинами с агрессивным протектором и, как правило, передней амортизационной вилкой. Несмотря на свое название, горный велосипед отлично показал себя и в городских условиях, что и объясняет его широкое распространение.

2. Городской или шоссейный велосипед. Его рама более изящная и высокая по сравнению с горным, что обеспечивает удобную, прямую посадку для ежедневных поездок по асфальту. Обычно такие модели имеют жесткую вилку без амортизаторов.

Окончательный выбор между этими типами зависит от ваших личных предпочтений, планируемых маршрутов и того, какая посадка вам кажется более комфортной.
Подвеска: что действительно нужно?
По типу подвески велосипеды делятся на три категории:
- Rigid («ригид») — оба колеса имеют жесткое крепление, амортизаторы отсутствуют.
- Hardtail («хардтейл») — оснащен амортизационной вилкой на переднем колесе.
- Двухподвес («двойная подвеска») — имеет амортизаторы как на переднем, так и на заднем колесе, благодаря сложной конструкции рамы.
Для городских условий сразу стоит отказаться от идеи покупки дешевого двухподвеса. Его главный плюс — комфорт на бездорожье — в городе нивелируется серьезными минусами: большой вес, низкая надежность из-за сложной конструкции и потеря энергии при педалировании («раскачка» подвески). Качественные двухподвесы стоят от 50 000 рублей и выше, а бюджетные модели часто являются лишь их неудачной имитацией.

Теперь о выборе между хардтейлом и ригидом. Хардтейлы выглядят солиднее, но для езды по ровному асфальту или укатанным грунтовым дорожкам передний амортизатор не дает ощутимой пользы. Кроме того, в бюджетном сегменте (до 30 000 рублей) устанавливаются простые вилки, от которых не стоит ждать высокого качества работы.
Выбрав велосипед с жесткой вилкой (ригид), вы получаете несколько преимуществ: повышенную надежность, меньший вес (жесткая вилка легче) и, как правило, лучшую комплектацию на остальные компоненты, так как производитель перераспределяет бюджет.
Однако если вы планируете активно кататься по лесным тропам с корнями и камнями, без амортизатора будет тяжело — руль будет выбивать из рук, а управление станет менее точным. Для таких целей лучше сразу рассматривать модели более высокого класса.

Трансмиссия: переключатели и скорости
Практически все современные велосипеды имеют многоскоростную трансмиссию, которая облегчает подъем в гору и позволяет эффективнее педалировать на равнине. В ее состав входят: система передних звезд, шатуны с педалями, кассета задних звезд, цепь, передний и задний переключатели, а также манетки (шифтеры) на руле.
Мировыми лидерами в производстве компонентов трансмиссии являются компании Shimano и SRAM. Наличие логотипа одного из этих брендов на переключателях — хороший знак. От оборудования no-name (без бренда) лучше отказаться.

Оба производителя выпускают оборудование разного уровня — от начального до профессионального. У Shimano (более распространен в России) иерархия выглядит так (от простого к сложному): Tourney, Altus, Acera, Alivio, Deore. Для неспешных прогулок по парку достаточно и начальных групп. Все они исправно переключают передачи.
Разница между уровнями заключается в четкости, легкости переключения и долговечности. Чем выше класс, тем реже требуется регулировка. Также отличается количество скоростей: у начального уровня 7-8 звезд сзади, у среднего — 8-9, у высокого — 9 и более.
Обратите внимание: Плановые проверки транспорта подчиняются своему регламенту.

Часто уровень переднего переключателя на одну-две ступени ниже, чем у заднего, так как задний используется постоянно и работает под нагрузкой.
Также обратите внимание на тип манеток. Они бывают двух видов: вращающаяся ручка (grip-shift, похожа на мотоциклетную) и два рычажка под большими пальцами (trigger, rapid-fire). Попробуйте оба варианта в магазине — выбор зависит от личных ощущений.
Тормоза: дисковые или ободные?
Существует два основных типа тормозов: ободные (v-brake) и дисковые. Первые сжимают колодками обод колеса, вторые — зажимают ротор (диск), закрепленный на втулке.
В бюджетном сегменте (до 25 000 рублей) у дисковых тормозов есть, по сути, одно преимущество — они считаются более современными и стильными. Однако хорошо настроенные ободные тормоза в этих условиях работают не хуже, а зачастую даже эффективнее. Их проще и дешевле обслуживать, и они менее подвержены повреждениям при падении или транспортировке.
Таким образом, если вы не собираетесь мчаться с гор по грязи, а планируете спокойные прогулки, надежных ободных тормозов будет вполне достаточно.

Детали, на которые стоит обратить внимание
- Обода колес. Если ваш вес превышает 90 кг или вы планируете активную езду по неровностям, выбирайте модель с двойными ободами (маркировка «double wall»). Они значительно прочнее.
- Седло. Многих смущают современные узкие и жесткие седла. Однако для езды на большие расстояния важно, чтобы седло поддерживало седалищные кости, а не было мягким «диваном». Для коротких неспешных прогулок подойдет и более широкое и мягкое седло.
Где покупать велосипед?
Ответ однозначный: только в специализированных веломагазинах или крупных спортивных ритейлерах.
- Такие магазины работают с проверенными брендами, что минимизирует риск купить некачественный товар.
- При магазине обычно есть сервисный центр, который проведет сборку, настройку и в дальнейшем обеспечит гарантийное обслуживание.
- Вы получаете широкий выбор моделей, чтобы подобрать вариант по росту, комфорту и дизайну.
Покупка в супермаркетах, на рынках или в шиномонтажных мастерских — плохая идея. Качественный велосипед там найти практически невозможно.

Как совершить покупку?
Изучите модели в интернете, выберите несколько вариантов и отправляйтесь в магазин. Обязательно сядьте на велосипед и, если есть возможность, сделайте пробный круг. Сравните несколько моделей в одной ценовой категории. Оцените вес — его вам предстоит поднимать и переносить.
Правильно подберите размер рамы. Общее правило для горных велосипедов: стоя над рамой, вы должны иметь зазор в 5-10 см между верхней трубой и промежностью. Для женских моделей с низкой рамой это правило неактуально.
Слишком большая рама может быть неудобна для спины и опасна при резком спрыгивании. Слишком маленькая рама заставит вас сутулиться, а ноги будут оставаться полусогнутыми.

Не забудьте о сборке и настройке! Велосипед приезжает в магазин в коробке и требует профессиональной подготовки. На это уходит 20-40 минут. В процесс входит:
- Установка и накачка колес.
- Монтаж педалей и шатунов.
- Регулировка высоты седла и руля.
- Настройка переключателей скоростей.
- Регулировка тормозов.
Никогда не уносите велосипед из магазина без этой процедуры!

Когда лучше покупать?
Пик спроса на велосипеды приходится на конец весны — начало лета. В это время многие решают купить транспорт для прогулок по парку. Последствия очевидны: цены максимальны, в магазинах очереди, а популярные модели разбирают.
Идеальное время для покупки с точки зрения экономии — конец лета или начало осени, когда начинаются распродажи. Но не стоит откладывать покупку с мая до сентября только ради скидки. Лучше кататься все лето, чем ждать у моря погоды.
Необходимые аксессуары

Шлем
Обязательный элемент безопасности. Современные велошлемы легкие, хорошо вентилируются и надежно защищают голову при падении.
Светотехника
Если планируете кататься в темное время суток, необходимы белая фара спереди и красный мигающий фонарь сзади.
Велокомпьютер
Не обязателен, но очень интересен. Позволяет отслеживать скорость, пройденное расстояние и общий пробег, что полезно для планирования обслуживания.

Велокрепление для автомобиля
Полезная вещь, если вы планируете выезжать на велопрогулки за город на машине. Позволяет безопасно перевозить велосипед, не пачкая салон.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Каждую весну велофорумы в интернете переполняются одними и теми же вопросами.
