Как правильно использовать АКПП и роботизированные коробки передач: ключевые отличия в эксплуатации

Конструктивные различия между гидромеханическими автоматическими коробками передач (АКПП) и роботизированными трансмиссиями (роботами) напрямую влияют на правила их эксплуатации. Приемы, допустимые для классического «автомата», могут быть вредны для «робота», и наоборот. Давайте разберемся, как правильно обращаться с каждым типом коробки, чтобы продлить срок ее службы и избежать дорогостоящих поломок.

Особенности работы и остановка на машине с «роботом»

Роботизированные коробки передач, в отличие от гидромеханических АКПП, управляются не гидравликой, а электроникой. Специальный блок (мехатроник) с помощью электроприводов дает команды на переключение передач, имитируя действия водителя на механической КПП. По своей сути, это та же «механика», но с автоматизированным сцеплением и переключением.

Существует два основных типа роботов: более простые с одним сцеплением и более совершенные — преселективные (например, DSG, DCT) с двумя сцеплениями. Последние обеспечивают молниеносное переключение, так как пока одна передача активна, следующая уже подготовлена на другом валу.

Изначально двухдисковые роботы создавались для спорта, но со временем перекочевали на массовые автомобили многих марок, от Volkswagen до корейских и китайских брендов. Главные их слабые места — это износ сцепления, подшипников вилок переключения и выход из строя самого мехатроника. Эти поломки часто провоцируются длительными нагрузками и повышенным давлением в системе.

Обратите внимание: Как выглядит Dodge Viper после 300 тысяч км нещадной эксплуатации.

Главное правило для «робота»

Чтобы снизить износ, при остановках длительностью более 10 секунд (например, на светофоре или в пробке) обязательно переводите селектор коробки в нейтральное положение «N». Дело в том, что при включенном режиме «D» и нажатой педали тормоза автоматика пытается разомкнуть сцепление, создавая постоянную нагрузку на вилки и подшипники. Особенно вредно слегка придерживать машину на тормозе на подъеме — в этом случае система находится в «полувыжатом» состоянии, что ведет к ускоренному износу дисков сцепления. Перевод в «N» позволяет сцеплению полностью замкнуться, снимая ненужное напряжение с механизмов.

Нужно ли ставить в «N» классический «автомат»?

С гидромеханической АКПП ситуация противоположная. В ее основе лежит не диск сцепления, а гидротрансформатор — масляная муфта, передающая крутящий момент от двигателя к планетарным рядам коробки. Когда вы удерживаете автомобиль тормозом в режиме «D», гидротрансформатор просто проскальзывает, не создавая критических нагрузок на механизмы.

Режим «N» (нейтраль) в «автомате» предназначен в первую очередь для буксировки автомобиля на короткие расстояния. При его включении масляный насос переходит на низкие обороты, давление падает, и охлаждение коробки ухудшается. Частое переключение из «D» в «N» и обратно во время остановок приводит к лишним срабатываниям фрикционов и соленоидов в гидроблоке, вызывая их преждевременный износ.

Главное правило для «автомата»

При кратковременных остановках удерживайте автомобиль на месте педалью тормоза, не трогая селектор. Переводите коробку в «N» только в специфических ситуациях, например, при закатывании в гараж с выключенным двигателем или при погрузке на эвакуатор. Это поможет сохранить ресурс сложной гидравлической системы трансмиссии.

Владимир Гаврилов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Разные трансмиссии требуют разных правил по эксплуатации.