Проезд на жёлтый сигнал светофора в 2024 году: штрафы, камеры и судебная практика

Иллюстрация: проезд на жёлтый сигнал светофора

В 2024 году ситуация с проездом перекрёстков на жёлтый сигнал светофора стала значительно строже. Всё больше водителей сталкиваются с автоматическими штрафами, а судебная практика однозначно трактует такие действия как нарушение. В этом материале разберёмся, чем грозит подобный манёвр, как работают камеры и какие исключения всё ещё существуют.

Что говорит ПДД о жёлтом сигнале?

Согласно пункту 6.2 Правил дорожного движения, существует два типа жёлтого сигнала, которые водители часто путают:

  • Статичный жёлтый сигнал — прямо запрещает движение и предупреждает о скорой смене сигнала на красный. Единственное исключение описано в статье 6.14 ПДД.
  • Мигающий жёлтый сигнал — движение разрешено. Он служит для предупреждения о нерегулируемом перекрёстке или пешеходном переходе, указывая на необходимость повышенного внимания.

Таким образом, проезд на обычный (не мигающий) жёлтый свет является нарушением. Исключение составляет ситуация, когда водитель физически не может остановиться перед стоп-линией или краем пересекаемой проезжей части, не прибегая к экстренному торможению. Это правило часто становится предметом споров на дороге, но с появлением камер его стало сложнее использовать как оправдание.

Размер штрафа за нарушение

За проезд на запрещающий (жёлтый) сигнал светофора предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ:

  • Первичное нарушение влечёт наложение штрафа в размере 1000 рублей.
  • Повторное нарушение, совершённое в течение одного года, карается значительно строже: штрафом в 5000 рублей или лишением права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев (часть 3 статьи 12.12 КоАП РФ).

Автоматическая фиксация нарушения камерами

Ключевое изменение последних лет — массовое внедрение систем автоматической фото- и видеофиксации, которые начали штрафовать за проезд на жёлтый сигнал. Если раньше такое нарушение мог зафиксировать только инспектор ДПС, то теперь «письма счастья» приходят за проезд, зафиксированный камерой.

Технология работает чётко: камера фиксирует факт въезда автомобиля на перекрёсток в момент, когда уже горит жёлтый свет. При этом не имеет значения, сколько секунд прошло после его включения — даже доли секунды достаточно для вынесения постановления. На практике встречаются штрафы за выезд на перекрёсток спустя 0,056 секунды после включения жёлтого сигнала.

Пример фотофиксации проезда на жёлтый сигнал

В ГИБДД подтверждают, что такая практика применяется во многих регионах России, хотя и не повсеместно. Водителям следует быть готовыми к тому, что попытка «проскочить» на мигающий зелёный или только что загоревшийся жёлтый с высокой вероятностью обернётся штрафом.

Судебная практика: водитель на жёлтый — всегда виноват

Судебные решения последнего времени сформировали однозначную позицию: водитель, проехавший на жёлтый сигнал, не только нарушает ПДД, но и в случае ДТП почти гарантированно будет признан виновным.

Позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ в определении от 23 мая 2023 года (№ 18-КГ23-47-К4) чётко обозначил свою позицию. Рассматривалось ДТП, где один водитель («Шкода») поворачивал налево на зелёный, а второй («Тойота») выехал на перекрёсток на жёлтый и превысил скорость.

Суд отменил предыдущие решения, которые возлагали вину на водителя «Шкоды», и указал следующее:

  • Жёлтый сигнал — это запрещающий сигнал. Исключение (невозможность остановиться без экстренного торможения) должно быть доказано.
  • Водитель, движущийся на запрещающий сигнал, не имеет преимущества. Другие участники движения не обязаны уступать ему дорогу.
  • В данном случае водитель «Тойоты» не только проехал на жёлтый, но и значительно превысил скорость, что лишило его возможности предотвратить столкновение даже при технической исправности автомобиля.

Это решение стало важным прецедентом, на который теперь ссылаются суды нижних инстанций.

Решение Третьего кассационного суда

16 февраля 2024 года Третий кассационный суд общей юрисдикции оставил в силе штраф для водителя из Мурманска, проигнорировавшего жёлтый сигнал и совершившего ДТП. Суд отклонил все доводы жалобы, подтвердив, что факт нарушения был зафиксирован корректно, а привлечение к ответственности — законно.

Судебное решение по делу о проезде на жёлтый

Практические выводы для водителей

Ситуация 2024 года ясна: проезд на жёлтый сигнал светофора — это серьёзный риск.

  1. Вы получите штраф. Высока вероятность, что нарушение зафиксирует камера, и «письмо счастья» не заставит себя ждать.
  2. Вы станете виновником ДТП. В случае аварии суд почти наверняка признает вашу вину, даже если другой участник движения также допустил ошибку. Преимущество будет на стороне того, кто двигался на разрешающий сигнал.
  3. Исключение почти не работает. Ссылаться на невозможность остановиться без экстренного торможения стало крайне сложно, особенно при наличии записи с камеры, фиксирующей вашу скорость и дистанцию.

Главная рекомендация — не пытаться «проскочить». При приближении к перекрёстку на зелёный мигающий сигнал лучше начать плавно снижать скорость, чтобы иметь возможность безопасно и комфортно остановиться на жёлтый. Это убережёт не только ваш кошелёк, но и безопасность всех участников дорожного движения.

Обратите внимание: История создания светофора.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Чем грозит проезд на жёлтый сигнал светофора в 2024 году.