Истоки легенды: от концепта к гоночному подразделению
История самого знаменитого «биммера» началась в 1972 году, в год проведения Олимпийских игр в Мюнхене. BMW решила отметить это событие дерзким концептом. На шасси скоростного седана Turbo 2002 был установлен невероятно элегантный кузов с клиновидным профилем, скрытыми фарами, дверями типа «крыло чайки» и футуристическим салоном. Этот автомобиль, оснащенный 280-сильным турбомотором, разгонялся до 100 км/ч за 6,6 секунды, но в серию так и не пошел. Однако он заложил основу для будущей легенды.

В том же году в BMW пришел талантливый менеджер и бывший гонщик Йохен Неерпаш из Ford. Под его руководством Ford Capri одерживал победы в европейских кузовных гонках. В BMW Неерпаш возглавил новое подразделение — BMW Motorsport GmbH, задачей которого было представление бренда в автоспорте. Уже в 1973 году гоночный BMW 3.0 CSL начал побеждать, и амбиции Неерпаша росли.

Успехи вдохновили Неерпаша и его коллегу Мартина Браунгардта на создание автомобиля, способного бросить вызов доминирующему в гонках Porsche 935. В 1976 году руководство BMW одобрило разработку нового суперкара, который должен был стать первой моделью подразделения Motorsport и получить имя M1.
Амбициозный проект и итальянские сложности
Энтузиазм в BMW был высок, но компания недооценила сложности мелкосерийного производства. Собственные мощности для этого не подходили, поэтому было решено привлечь итальянскую компанию Lamborghini. На неё возложили инженерные работы и изготовление омологационных экземпляров. Дизайн будущего M1, основанный на концепте BMW Turbo Пола Блэка, поручили Джорджетто Джуджаро и его студии Italdesign.

Техническая концепция была передовой: пространственная рама, кузов из стекловолокна весом 1300 кг и отличная аэродинамика. Впервые в истории BMW автомобиль получил среднемоторную компоновку. Изначально рассматривался 10-цилиндровый двигатель, но в итоге остановились на рядной «шестерке».

За разработку мотора отвечал легендарный инженер Поль Рош. 3,5-литровый 24-клапанный агрегат с двумя распредвалами, механическим впрыском и системой смазки с сухим картером в гражданской версии выдавал 280 л.с. — почти вдвое меньше, чем в гоночном варианте. Дизайнеры Italdesign сохранили клиновидный профиль и скрытые фары концепта, убрав лишь двери «крыло чайки».

Кризис и спасение проекта
Партнерство с Lamborghini, казавшееся идеальным, обернулось проблемами. Итальянская компания переживала финансовый кризис, и работы над M1 застопорились. К концу 1977 года были готовы лишь несколько прототипов, а сроки постоянно срывались.

Весной 1978 года BMW, чтобы спасти проект, была вынуждена разорвать контракт с Lamborghini. Встал вопрос: закрыть проект или найти способ его завершить. Решение предложил сам Джорджетто Джуджаро — организовать распределенное производство по разным компаниям Италии и Германии.

Это был сложный и дорогой конвейер длиной в 500 километров: раму и подвеску делали в Модене, кузов — у других итальянских подрядчиков, сборку шасси и покраску — в Italdesign. Затем полуфабрикат везли в Германию, в ателье Baur, для установки двигателя и КПП, а окончательную доводку проводили в мастерских BMW Motorsport.
Поздний, но триумфальный дебют
Публике BMW M1 был представлен в октябре 1978 года, а первые серийные машины появились лишь в феврале 1979-го. Несмотря на задержки, результат впечатлял. С 280-сильным мотором M1 разгонялся до 100 км/ч за 5,5 секунды и достигал скорости 260 км/ч, став самым быстрым немецким спортивным автомобилем того времени. Журналисты хвалили его управляемость, комфорт и надежность даже на высоких скоростях.

Однако первоначальная гоночная цель проекта была под угрозой. Из-за задержек BMW не успевала произвести 400 машин за два года для омологации в группе 4, что закрывало путь в группу 5. Казалось, M1 устарел, не успев начать гоночную карьеру.

Procar: неожиданный успех и наследие
Спасительное решение предложил Макс Мосли, один из руководителей Формулы-1. Им стала моносерия Procar, проводившаяся в рамках уик-эндов Гран-при. В гонках участвовали пилоты Формулы-1 за рулем одинаковых BMW M1, что гарантировало зрелищность и внимание прессы.

Несмотря на некоторые организационные сложности (например, бойкот со стороны Ferrari и Renault), два сезона Procar (1979 и 1980) прошли с огромным успехом. За руль M1 садились такие звезды, как Ники Лауда, Нельсон Пике и Алан Джонс. Серия стала блестящим пиар-ходом для BMW.

Успех Procar открыл BMW путь в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей. Спортивные приоритеты компании сместились, серия Procar завершилась, а Йохен Неерпаш покинул BMW. С финансовой точки зрения M1 был убыточным проектом, но его ценность как имиджевого и технологического прорыва невозможно переоценить.

BMW M1 (E26) навсегда вошел в историю как первый суперкар баварской марки, заложивший основу для будущих высокопроизводительных моделей и открывший компании дверь в мир большой Формулы-1. Его драматичная история создания лишь добавляет ореол легенды этому уникальному автомобилю.
Обратите внимание: Видеообзор самого дешевого Toyota LC Prado 2018.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вспоминаем историю самого знаменитого из всех «биммеров».

