Проблема с парковкой в городах становится все острее. Даже во дворах жилых комплексов, где парковка пока еще бесплатна, свободных мест катастрофически не хватает из-за высокой этажности новостроек. В результате водители вынуждены парковаться как попало: в два-три ряда, на проездах, газонах, зачастую полностью блокируя выезд другим автомобилям. Оставлять номер телефона под стеклом в таких случаях — уже не правило хорошего тона, а редкая удача.

Ситуацию усугубляют не только жильцы, но и курьеры, службы доставки, таксисты, которые вынуждены останавливаться у подъездов, перекрывая и без того узкие проезды. Возникает закономерный вопрос: как защитить свои права и освободить проезд, не вступая в конфликт?
Краткосрочная остановка: штраф до 2500 рублей
Первая и самая распространенная категория нарушителей — это те, кто паркуется «буквально на пять минут». Родители, высаживающие детей у школы, курьеры, разносчики пиццы, водители такси. Часто их можно подождать, но если ждать некогда или водитель ведет себя нагло, закон предоставляет инструменты для воздействия.

Согласно части 4 статьи 12.19 КоАП РФ, остановка в местах, где транспортное средство делает невозможным движение других автомобилей, влечет наложение штрафа в размере 2000 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге — 2500 рублей).
Вызывать экипаж ГИБДД в такой ситуации часто бессмысленно — нарушитель успеет уехать. Гораздо эффективнее действовать через фото- и видеофиксацию. Достаточно снять на смартфон автомобиль, который перекрыл проезд, убедившись, что на кадрах виден государственный номер и сам факт нарушения (например, что ваш автомобиль не может проехать). Эти материалы вместе с заявлением можно отправить через официальный сайт или приложение ГИБДД. Вероятность привлечения к ответственности по таким обращениям достаточно высока.

Долгосрочная блокировка: вызов эвакуатора через полицию
Вторая группа — автомобили, припаркованные надолго. Часто это происходит из-за невнимательности водителя, но иногда — из-за откровенного неуважения к окружающим. Самые проблемные случаи — когда водитель не оставил контактов или не отвечает на звонки, а его машина полностью блокирует выезд.
Если вам срочно нужно уехать, а путь перекрыт, алгоритм действий следующий:
1. Позвоните в дежурную часть ГИБДД (102 или 112).
2. Четко объясните ситуацию: ваш автомобиль заблокирован во дворе по такому-то адресу, выезд невозможен.
3. Настаивайте на выезде наряда. Распространенный миф о том, что «ГИБДД не работает во дворах», не соответствует действительности. Дворовые проезды — это часть улично-дорожной сети, и ответственность за порядок на них лежит на полиции.

Прибывшие инспекторы сначала попытаются найти владельца по базе данных и связаться с ним.
Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.
Если это удается, водителя обяжут убрать автомобиль и оштрафуют. Если владелец не найден или не отвечает, инспекторы имеют право вызвать эвакуатор и отправить машину на спецстоянку. Все расходы по эвакуации и хранению впоследствии лягут на плечи владельца-нарушителя.Во многих регионах для борьбы с такими нарушениями созданы специальные мобильные приложения (например, «Московский паркинг» или «Народный инспектор» в Татарстане). Через них можно быстро отправить фото нарушения, и штраф придет владельцу автоматически. За активность пользователи иногда получают бонусные баллы.

Брошенные автомобили: утилизация через местную администрацию
Отдельная головная боль — брошенные, разукомплектованные автомобили, которые годами ржавеют во дворах, занимая драгоценное место. Бороться с этим «автохламом» также можно законно, и это обязанность местных властей.
Если брошенная машина мешает проезду, действуйте по схеме, описанной выше. Если же она просто портит вид и занимает место, нужно обратиться в управляющую компанию (УК) или напрямую в администрацию района/города с письменным заявлением.

Муниципалитет обязан провести проверку. Сначала попытаются найти владельца по номеру или VIN-коду. Если владелец найден, ему вынесут предписание убрать транспортное средство в установленный срок. Если хозяина установить не удалось, информация об автомобиле публикуется в официальных источниках (газетах, сайтах). Это дает шанс владельцу отозваться.
Если и после этого автомобиль не забирают, его признают бесхозным и эвакуируют на спецстоянку за счет бюджета. Забрать оттуда машину теоретически можно, но на практике сумма за эвакуацию и хранение часто превышает стоимость самого «железа», поэтому такие автомобили обычно отправляются на утилизацию.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: С водителями, загораживающими проезд, можно бороться законными методами.
