Автомобильный завод «Москвич» в 2023 году завершил с убытком и был вынужден скорректировать свои производственные планы в сторону снижения. По оценкам экспертов, для достижения точки безубыточности предприятию необходимо выпускать около 40 тысяч автомобилей в год, однако в текущем году план производства составляет лишь 30-35 тысяч единиц. Подробности о финансовом состоянии завода и условиях, при которых возрожденный бренд сможет стать прибыльным, — в материале.

Расхождение планов и реальности
Финансовые результаты 2023 года для «Москвича» оказались отрицательными — убыток составил 160 млн рублей. Об этом сообщил Сергей Когогин, генеральный директор «КамАЗа», который выступает техническим партнером завода. Он также обозначил ключевую цифру для выхода на самоокупаемость: 40 тысяч машин в год. При этом ранее амбициозный план по выпуску 50 тысяч автомобилей в 2024 году был признан нецелесообразным. Сам Когогин пояснил, что в текущем году завод ориентируется на более скромные показатели — 30-35 тысяч единиц. Это означает, что риски продолжения убыточной деятельности сохраняются и в 2024 году.

Производственные планы завода неоднократно менялись. Если в августе 2023 года речь шла о 44 тысячах автомобилей, то к концу ноября директор по производству Олег Масляков озвучил уже 50 тысяч. В настоящее время на заводе методом крупноузловой сборки производятся кроссовер «Москвич 3» (с бензиновым двигателем и вариатором или МКПП), его электрическая версия «Москвич 3е» и лифтбек «Москвич 6». Однако в ближайшее время предприятие планирует перейти на более глубокую, мелкоузловую сборку, которая включает сварку и покраску кузовов. Это позволит увеличить локализацию: вместо нынешних 50 деталей автомобиль будет собираться из более чем 900 компонентов.

Как отметил Сергей Когогин, переход на новую технологию потребует значительных инвестиций — около 4 млрд рублей, которые могут быть привлечены в виде долевого финансирования или банковских кредитов. Взамен это даст существенную экономию: себестоимость каждого автомобиля снизится примерно на 150 тысяч рублей, что является важным шагом к повышению рентабельности.
Кто является основным покупателем автомобилей «Москвич»?
В 2023 году завод выпустил 31 тысячу автомобилей, однако реальные продажи конечным потребителям составили лишь около 13 тысяч единиц. Еще 19 тысяч машин были отгружены дилерским центрам. Значительную роль в сбыте играют государственные структуры, на которые приходится примерно 10% продаж. Например, электромобили «Москвич 3э» поступили в подразделения ГИБДД, а 100 новых машин были переданы Московскому управлению Росгвардии. Автомобили бренда также используются в федеральной тюремной службе и работают в столичном таксопарке, например, в сервисе «Яндекс.Такси» в категории «Комфорт».

Для стимулирования спроса среди частных покупателей «Москвич», как и другие автопроизводители, активно использует маркетинговые акции. До конца февраля на лифтбек «Москвич 6» в максимальной комплектации и бензиновый «Москвич 3» действует скидка в 200 000 рублей, а на другие версии кроссовера — 100 000 рублей. Кроме того, в 2024 году модельный ряд планируется расширить: в первом полугодии должен появиться большой кроссовер «Москвич 5», а во второй — кроссовер D-сегмента «Москвич 8».
Обратите внимание: Следующий электрокар BMW сможет проехать 700 км без подзарядки.
Факторы, сдерживающие развитие бренда
По мнению экспертов, у «Москвича» есть ряд системных проблем. Основатель «Автомаркетера» Олег Мосеев указывает на дефицит в модельном ряду недорогих седанов стоимостью 1,5-1,7 млн рублей, которые традиционно пользуются высоким спросом на российском рынке. Выпускаемые же кроссоверы не могут похвастаться большим объемом продаж. Мосеев считает, что выпуск 35 тысяч машин в 2024 году — реалистичная цель, однако ключевым вопросом остается их реализация. Он отмечает, что первоначальные ошибки в маркетинге и работе с дилерами постепенно исправляются, и прогнозирует рост продаж до 30 тысяч единиц в текущем году.

«Корректировка цен, переход на мелкоузловую сборку и расширение модельного ряда — все это улучшит финансовые показатели. Если в этом году удастся продать более 30 тысяч автомобилей, то в следующем, 2025 году, у «Москвича» есть все шансы выйти на уровень безубыточности», — полагает Мосеев.
Независимый консультант автопрома Сергей Бургазлиев добавляет, что текущая линейка моделей выглядит слабой, а развитие и продажи идут медленно из-за отсутствия четкой стратегии, понятной всем участникам рынка. Еще одной проблемой он называет высокую зависимость от китайских комплектующих и сложную систему управления, где пересекаются интересы властей Москвы и «КамАЗа», что может замедлять принятие решений.




Бургазлиев также отмечает, что продукция «Москвича» на фоне конкурентов не выделяется ни привлекательной ценой, ни дизайном, ни технологиями. В то же время стремление к локализации производства он оценивает положительно. По его мнению, для восстановления рентабельности заводу, который достался нынешним владельцам практически бесплатно, может быть достаточно объема в 40-50 тысяч автомобилей в год. Однако если эти показатели не будут достигнуты, о долгосрочных перспективах бренда говорить будет сложно. «Москвичу» предстоит серьезная работа по наращиванию производства и повышению конкурентоспособности своих моделей.
Михаил Лобачев
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Автоэксперт Мосеев: «Москвич» может стать безубыточным в 2025 году.
