История главного атрибута российского дорожного регулировщика началась задолго до появления самой Госавтоинспекции. Хотя официально черно-белые полосатые жезлы были введены циркуляром НКВД СССР 27 апреля 1939 года, их прообразы существовали еще в царской России.

Белая трость имперского периода
В начале XX века, в эпоху конных экипажей и первых автомобилей, регулировщикам уже был нужен хорошо заметный инструмент для управления движением. В 1907 году градоначальник Санкт-Петербурга Даниил Драчевский издал приказ, согласно которому полицейские должны были использовать специальные деревянные трости белого цвета, носимые в кожаном футляре. Этот инструмент мог подавать лишь два сигнала: указание на транспорт для остановки или поднятие вверх с вращением, что означало требование остановиться всем без исключения.

Как писала газета «Московские новости», нововведение было призвано обеспечить безопасность пешеходов на оживленных улицах. Офицер, поднимая трость в направлении движения, останавливал экипажи, которые могли продолжить путь только после того, как инструмент будет опущен.
Советские эксперименты с цветом и формой

После революции 1917 года белые трости уменьшились в размерах, а в 1922 году советское правительство решило придать им идеологическую окраску — с красными и желтыми ручками. Красный цвет, помимо соответствия флагу, считался более заметным для водителей. Однако в 1933 году «красные палки» были отменены, возможно, из-за мнения, что авторитет милиционера должен быть достаточным без дополнительных атрибутов.
На смену жезлам пришли белые перчатки, которые, по замыслу властей, не должны были бросаться в глаза. Интересно, что и форма регулировщиков в тот период была белой, что создавало единый образ.

Возвращение жезла в черно-белой гамме
В 1939 году дубинки вернулись, но уже в черно-белом исполнении. Существует две основные версии, почему были выбраны именно эти цвета. Согласно первой, контрастное сочетание лучше всего видно в темноте, особенно учитывая, что светофоры того времени также были бело-черными. Вторая версия носит более символический характер: в 1930-е годы власти начали переосмысливать историю, обращаясь к дореволюционному наследию. Черно-белая расцветка могла быть заимствована у верстовых столбов и дорожных киосков царской эпохи, прочно ассоциирующихся с путешествиями.

Внешний вид полосатой палки с 1939 года изменился незначительно, однако материалы изготовления претерпели эволюцию: первые жезлы были деревянными.
Обратите внимание: Госавтоинспекция напоминает водителям о мерах безопасности в морозную погоду.
От эксперимента к современности

В 1960-е годы в Москве провели эксперимент, в ходе которого инспекторы снова обходились без жезлов, используя для регулирования только руки в белых крагах. Эксперимент признали успешным, и до 1969 года жезлы не применялись. Однако затем они вернулись уже на постоянной основе, но теперь изготавливались из пластика и оснащались светоотражающими элементами или встроенной подсветкой.

В 1980-е годы предпринимались попытки создать «универсальную удочку» со встроенным фонариком, перфоратором для отметок в водительских удостоверениях и даже свистком. Однако такие инновации не прижились.
Современное разнообразие и символизм

Сегодня жезлы ГИБДД — это не просто инструмент регулирования, но и часть фольклора, объект многочисленных анекдотов. В коллекциях встречаются экземпляры со встроенными электрошокерами или даже ножами (последние, впрочем, как шутят сотрудники, «для нарезки колбасы после работы»).

Малоизвестный факт: жезлы бывают двух видов — стандартные черно-белые и с красным диском на конце (светящимся или светоотражающим). Последние исторически использовались для сопровождения организованных колонн.

Интересно, что во многих странах для остановки транспорта используется не жезл, а специальная табличка, разрешенная и в России, но применяемая редко, возможно, из-за опасений быть неправильно понятым.

Черно-белая полосатая дубинка стала неотъемлемым символом инспектора ГИБДД, пройдя долгий путь от простой деревянной трости до высокотехнологичного аксессуара, вписавшись в историю и культуру страны.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В 1936 году на свет появилась Государственная автомобильная инспекция.


