Как нефтяной кризис 1970-х подарил Chrysler лидерство в сегменте минивэнов, который Ford упустил на десятилетие

Принято считать, что эпоха минивэнов в Европе началась с Renault Espace в 1984 году, а в США — с моделей Dodge Caravan и Plymouth Voyager от Chrysler, представленных в том же году. Однако если для Renault Espace стал успешным дополнением к модельной линейке, то для Chrysler, находившегося на грани банкротства, минивэны стали настоящим спасением и основой для финансового восстановления.

Идея, которая ждала своего часа

Концепция семейного автомобиля, сочетающего вместимость фургона с удобством универсала, витала в воздухе задолго до 1980-х. В 1960-х и 1970-х годах американский рынок предлагал огромные универсалы и фургоны, но они были слишком громоздкими для повседневного использования и часто не помещались в стандартный гараж. Казалось бы, детройтским автогигантам оставалось лишь соединить эти идеи, но путь к успеху оказался тернистым.

Ярким примером «неудачного времени» для инноваций стала печальная история концепт-кара Ford Carousel. Идею создания просторного семейного автомобиля с тремя рядами сидений активно продвигал Хэл Сперлих, один из руководителей Ford, ранее участвовавший в запуске легендарного Mustang. Генри Форд II проект одобрил, и работа закипела.

Дизайнер Ричард Несбитт создал эскиз с высокими окнами и многоуровневой линией крыши, после чего команда приступила к созданию прототипа на базе коммерческого фургона Econoline. Однако в 1973 году грянул нефтяной кризис. Рынок США наводнили более экономичные импортные автомобили, а стандарты сместились в сторону компактности и топливной эффективности.

Обратите внимание: Живые фото и все подробности новой Toyota RAV4 2019.

Тяжелый и традиционный по конструкции прототип Carousel внезапно стал выглядеть анахронизмом, и Ford принял стратегическое решение отказаться от полноразмерных проектов, свернув разработку.

Несбитт позже вспоминал, что прототип был готов уже в 1974 году, но руководство Ford не дало проекту дальнейшего хода. Компания упустила шанс создать новый, революционный для Америки сегмент автомобилей. Осознание этой ошибки пришло лишь десять лет спустя, когда Chrysler триумфально представил свои минивэны.

Второй шанс: как идея переехала в Chrysler

Пока Ford отказывался от идеи минивэна, Chrysler, борясь с финансовыми трудностями, делал ставку на компактные автомобили для конкуренции с японскими и европейскими брендами. Интересно, что и в Chrysler ранее рассматривали подобный проект, но он не получил финансирования и остался лишь в виде глиняной модели.

Ситуация кардинально изменилась, когда в Chrysler пришли два ключевых игрока, знакомых с провальным проектом Ford: уволенный президент Ford Ли Якокка и тот самый Хэл Сперлих. Они получили уникальный шанс реализовать старую идею в новой компании. На этот раз подход был иным: будущий минивэн решили строить на переднеприводной платформе с экономичными рядными четырехцилиндровыми двигателями, что полностью соответствовало духу времени после нефтяного кризиса.

Лидерство Chrysler и запоздалая реакция конкурентов

Если бы не нефтяной кризис, Ford мог бы выпустить свой минивэн на десятилетие раньше. Но история распорядилась иначе, и все лавры первопроходца достались Chrysler. Представленные в 1984 году Dodge Caravan и Plymouth Voyager мгновенно завоевали сердца американских семей, став финансовым спасательным кругом для компании.

Конкуренты осознали свою ошибку с опозданием. General Motors и Ford выпустили свои ответы — Chevrolet Astro/GMC Safari и Ford Aerostar — лишь год спустя. Однако эти модели были построены на устаревшей заднеприводной платформе и не смогли предложить той же степени удобства и практичности, что и переднеприводные минивэны Chrysler. Примечательно, что в дизайне Ford Aerostar угадывались черты забытого концепта Carousel, включая форму кузова и короткий передний свес, но момент был упущен.

Эпилог: меняющийся рынок

В итоге ни одна из последующих моделей Ford в сегменте минивэнов — ни Aerostar, ни Windstar, ни Freestar — не смогла повторить успех Chrysler. Сегодня сам сегмент минивэнов в США сокращается, и Chrysler, сохранив в линейке модель Pacifica, борется уже не с американскими, а с японскими конкурентами — Toyota и Honda. Таким образом, нефтяной кризис 1970-х не только на десятилетие заморозил развитие целого направления, но и кардинально перераспределил карты в американском автопроме, дав шанс на выживание одной компании за счет стратегической ошибки другой.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: История о том, как нефтяной кризис на десять лет заморозил развитие новой ветви американской автопромышленности и спас Chrysler.