Металлические, кирпичные и даже деревянные ящики крайне неэффективны с точки зрения использования «золотой» московской земли и потому обречены. Однако за полвека, в течение которых длилась эпоха частных гаражей в Москве, вокруг них в городе сложилась совершенно особая субкультура. Какими были московские гаражные рабочие и какая новая организация могла возникнуть на месте привычной нам ГСК, выяснил «МК».
Грязно-зеленые или белесые силикатные кирпичные стены, покатые плоские крыши, местами даже леса для вентиляции или трубы отопления над ними. Весной в Субботнике основное "оседлое" население - мужчины старше 50 лет - не только убирали территорию, но и доставали автомобили после зимних стоянок и устраивали неформальные застолья по случаю открытия сезона..Московские гаражные кооперативы (в основном), какими мы их знали с 1980-х годов (в некоторых регионах даже раньше) до 2010-х годов.
Часто и даже пользуются такими гаражами люди в возрасте до 50 лет. Ведь тысячи коробок все еще стоят на месте. Но это поколение уже не настоящие гаражные работники. «Молодежь» использует коробки по прямому назначению, или для хранения, и даже для мелкосерийного производства всяких вещей. И пожалуйста, держите меня подальше от общественной деятельности.
Одноэтажный гаражный комплекс подлежал сносу (это был лишь вопрос времени). Основная причина в том, что земля под ним в большинстве случаев принадлежала государству. В 1990-е годы лишь немногие гаражные кооперативы смогли оформить право собственности на такой участок. А для тех, кому это удалось, существует механизм комплексного развития территории (КРТ), придуманный специально для того, чтобы заставить землевладельцев использовать свою землю максимально эффективно с городской точки зрения (вплоть до изъятия с компенсацией), обычно это касается гаражей). И это действительно происходит).
И нет сомнения, что эта эффективность чрезвычайно важна с макроэкономической точки зрения. А плоские гаражи крупных городов — всего лишь пережитки «большой деревни» прошлого, непригодные для сверхплотных агломерационных пространств, формирующихся сейчас в Подмосковье. И, как часто говорили, глупо и бессмысленно отстаивать личные интересы, и не просто чьи-то интересы, а интересы автомобилистов, что в наше время абсолютно не модно. Но все же напомним, что поздние и постсоветские гаражи играют уникальную культурную роль в нашей жизни в наши дни. И подумайте, чем можно его заменить.
Моссовет разрешил
Строительство гаражей в Москве велось с самого начала советской власти, а сразу после разрухи революции технология строительства восстановилась до такой степени, что вообще стало возможным возводить сложные объекты. Такие гаражи, как Бахметьевский (ныне Еврейский музей и центр толерантности) и Новорязанский (в этом году открылся Московский музей транспорта), стали памятниками архитектуры. Но производятся они исключительно для автобусов, грузовиков, такси, частных автомобилей и прочего «корпоративного транспорта».
До Великой Отечественной войны владельцев личных автомобилей было очень мало. Вовсе нет, машины либо получали в качестве награды передовики производства, либо приобретались небольшим количеством заслуженных советских граждан по специальному разрешению СССР состояние.
На самом деле свободного рынка автомобилей не существовало. Проще говоря, это означает, что гаражной проблемы не было. У людей есть автомобили, но им негде их хранить, чтобы защитить от неблагоприятного климата, угонщиков и вандализма.
Эта проблема возникла в конце 1940-х годов, как только сразу после войны в свободный доступ вышло новое поколение советских автомобилей: модель «Москвич 400» (клон «Опеля») и «Победа». В 1946 году вышел указ, разрешавший продажу «Москвича» в Москве и Ленинграде (ещё не по всей стране!), а через два года к списку свободной продажи добавилась более крупная и престижная «Победа» сделанный».
(«Не лучше ли купить зеленую трехтонку?» — спросил Леонид Утесов, лирический герой того времени. Как и положено персонажу, активно занимающемуся рекламой, он купил «Москвич», потом купил «Победу». В салоне не могли поместиться все родственники и друзья, желающие водить машину.Нет, даже звезды эстрады тех времен не могли купить трехтонную машину.Страна и народ.Экономическое восстановление - это не шутки.).
Поэтому понятно, что на повестке дня стоял вопрос строительства частного гаража. Мы приступили к разработке типовых проектных и планировочных решений.
«Развились дворы, кварталы, микрорайоны, гаражи регионального типа», — говорит историк архитектуры Ольга Шулыгина. — В 1950-е годы в Москве появилось множество дворов и районных гаражей. Гаражный комплекс микрорайона, рассчитанный на десятки автомобилей, построен в едином масштабе. Например, этот гаражный комплекс существует на улице Строителей возле квартала «Красный дом» и до сих пор работает по своему первоначальному назначению. Однако многоэтажных районных гаражей, рассчитанных на 600-800 машиномест, в столице тогда не появилось».
Поэтому в первые 15 лет войны в Москве стали появляться гаражи для частных владельцев, но они были явлением вполне элитарным. Ящики в архитектурном исполнении (даже если речь идет о цепочке одноэтажных гаражей) служат местом хранения автомобилей «трудных» людей, обычно спроектированных как часть парадного сталинского жилого комплекса, так и делалось.
Но в 1960 году, в разгар оттепели, только что завершилась американская выставка в Сокольниках. - Все изменилось. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 сентября этого года разрешило создание гаражных и строительных кооперативов. При этом гражданам, особенно жаждущим гаражей, разрешили проявлять инициативу и создавать парковочные места своими руками, как это было в случае с жилищными кооперативами. И, конечно же, за свой счет.
Хозяйственные вы наши
Как на самом деле осуществлялось создание типового московского самолета ГСК в период зрелости СССР, можно увидеть в знаменитом фильме «Гараж» (1979). Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский многое сделали сатирически остро, но преувеличений было очень мало. В те времена для владения гаражом требовались не только деньги, но и находчивость и немного «зубов». Просто посидите на берегу моря и подождите, пока погода улучшится, или заплатите соответствующую сумму денег, чтобы приехать. Нет, это не сработало.
«Присоединиться к ГСК было сюрреалистично», — вспоминает Сергей Санников, владелец боксерского зала на 1-м проспекте 8 марта. — Во-первых, организация, в которой был создан кооператив, должна была получить разрешение на строительство гаража. Да, кооперативы создавались при очень специфической организации. Во-первых, ни одной «конторе» такого разрешения не было предоставлено. Научно-исследовательским институтам было труднее получить разрешения, чем крупным заводам, а торговые тресты и системы среднего образования, например, вообще не строили гаражи. А во-вторых, даже если бы мы были сотрудниками научно-исследовательского учреждения, как в моем случае, нам пришлось бы приобретать землю (а ЖСК у нас уже был). При этом нам сказали, что в ближайшие несколько лет мы больше не будем иметь право на землю под гараж. Вам придется стоять в очереди за подношением.
В конце 1960-х годов в Москве стали появляться первые высотные комплексы — разумеется, те самые «районные» проекты выполнялись в упрощенном виде. Однако такая ГСК не только требовала хорошей земли, пригодной для капитального строительства, но и стоила гораздо дороже за парковочное место, чем наземная парковка.
Обратите внимание: Редчайшие ретро-авто 40 лет простояли заброшенными в центре города.
А небоскребы советской эпохи оказались в Москве экзотикой.Кстати, нечто подобное было построено и в Ленинграде, поскольку еще на стадии планирования оно укладывалось в блоки. Такие объекты, как «Народный гараж», программа многоэтажных парковок, запланированная в Москве в 2000-х и 2010-х годах, получат только больше финансирования.
Не для машины — для души
Конечно, приобретя заветный гараж за высокую цену (скажем честно, от 5000 рублей, и «через заднюю дверь» и до бесконечности), москвичи захотели извлечь из него максимум пользы. Во-первых, конечно, для сезонной или еженедельной парковки автомобиля. Люди, которые каждый день ходят на работу (в эпоху «Жигулей» и доступного антифриза появился класс частников), предпочитали снимать щетки зеркал и хранить машину под окнами.
А во-вторых, по словам риэлторов, «бесплатная нежилая площадка с отдельным входом». Проще говоря, это хранилище и мастерская, способная вместить все стороны вашей многогранной жизни. Где мне следует хранить шины? (Не зимние. Их еще не было. Покупали новые, иногда или по одному. Или, наоборот, старый после покупки нового. Будет ли он полезен в качестве запаски?) Или есть это запчасть? Или это просто доска, которую вы удобно приобрели на летний сезон?
Кстати, по сей день можно увидеть отличные фотографии, когда сносят некоторые гаражи. Слева, справа, сверху и даже снизу старые советские машины окружены стройматериалами, старыми детскими санками и новыми ватрушками, велосипед, не дошедший до дачи шкаф, уставшая от городской жизни... А в глубине смотровой ямы (обычно сделанной неофициально, но почти поголовно) большое количество деревенских огурцов и картошки - готово идти - сделал погреб!
До времен ГСК ту же роль выполняли распространенные в городах деревянные избы, «пристроенные» к квартирам в малоэтажных домах. Такие хижины активно сносили как раз в 1960-е годы. Где-то там стоял гаражный ящик. Причем функционал был передан практически без изменений.
«Во время перестройки появилась идея, что нашу привычную парковку можно превратить в гараж, под окнами жилых домов на теплотрассе», — рассказал Сергей Санников. — Это нужно было сделать через МГСА, структуру, унаследовавшую предыдущий ВДОАМ, и через которую мы получили эту парковку. К 1993 году стоянку переоборудовали в двухрядный металлический гараж.
Желание людей, у которых уже есть парковочное место, пусть и защищенное забором, получить закрытый бокс на открытой парковке, исходя из предыдущего примера, понятно. Прямоугольник на асфальте нельзя использовать как складское помещение или мастерскую. Но гараж может. Кстати, таким же образом модифицировали и многоэтажную коробку ГСК. По проекту ящики там были разделены только стенками из сетки, но почти все обитатели таких гаражей по возможности были из сетки. Мы установили глухие ворота и приварили стальную пластину к соседней стене.
Какой типаж
Например, вечно памятный ГСК «Наука» в Нижних Мневниках и Раменках, особенно в местах, где было много квартирных гаражей, в Москве сложилась особая персонификация гаражных работников, а в Москве сложилась отдельная гаражная цивилизация, была даже «Атлантида». У него есть свои правила и ограниченная видимость со стороны государства. Например, многие коробки в Раменках были построены и использовались этажом вверх (до чердака) и этажом ниже (дыра и еще один подвал).. с какой целью они не использовались. Лучше и не вспоминать!
«В нашей очереди было много вещей, — вспоминает Мария, владелица «Наука Гаража». — Конечно, было еще несколько столярных мастерских и автомастерских. Склад. Каждые два ящика использовались как склады для продукции некоторых компаний и магазинов. Даже особо легального общежития не было – там жили лишь несколько мужчин нерусской внешности.
Конечно, все это было уже после распада СССР. Социальная структура гаражных кооперативов была в некоторой степени саморегулируемой. Совет директоров ГСК, обычно в лице председателя, знал все о том, что происходит в «зависимых» хозяйствах. А в серьезных случаях принимали меры. Например, выгнать «на мороз» жильца, представляющего опасность для соседей.
«В соседнем гараже сидели люди, приехавшие откуда-то из Воронежа и ремонтировавшие «Волги» и «Газели», — рассказывает Илья Хлебников, бывший владелец боксерского заведения на улице Зорге. «Однажды зимой случился пожар. Сгорело несколько коробок. Председатель — благо это были арендаторы, а не собственники — сразу выселил их, пока их не снесли — и так прошло три года — все обошлось без происшествий.
Однако именно гаражные кластеры послужили питательной средой для формирования первых неформальных автоклубов, которые сейчас имеют сильное «децентрализованное» присутствие в Интернете. Такова, например, ситуация в «Мневниках», ныне расформированной группировке ГСК, недалеко от байкерской базы «Ночных волков». Отсюда зародился клуб владельцев классических "москвичей" - и одно время гараж там был чуть ли не самым дешевым в Москве - клуб владельцев классических "москвичей" вышел оттуда И был ли он единственным?
"В 1990-х и начале 2000-х годов гаражи в Москве стоили сравнительно дешево, и их можно было арендовать за бешеные деньги, особенно в местах, куда без машины не добраться", - рассказал владелец трех гаражей в Москве. Бывший владелец Александр Валиев вспоминает: «Мневники». «В те времена входные билеты в коллекции автомобилей стоили дешево, и можно было арендовать не менее десятка гаражей и хранить там свои раритетные автомобили.
Теперь сделать это, живя в Москве, уже невозможно. Нужно либо иметь на порядок больше денег, либо развивать базу за пределами урбанизации. Двадцать лет назад покойный Михаил Крашинец отправился из Москвы в Тульскую область с несколькими сотнями автомобилей, владелец огромной, но в плохом состоянии коллекции редких отечественных автомобилей.
Опять же, процесс исчезновения «изб» на ценных московских землях закономерен. Но сама необходимость иметь «свободно используемое нежилое помещение» по доступной цене не исчезает, она присуща каждому (поэтому первые хрущевцы мигрировали и, как правило, пытались обзавестись урбанизированными «жилищными клетками», предметами и как можно больше предметов домашнего обихода). Смогут ли сегодняшние градостроители вырваться из этого традиционного сценария и воспитать новое поколение, которому действительно не нужны вещи и пространство, или «вода найдет дырку», и гараж станет еще одним «мужским гнездом»?» быть заменен.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Уже через несколько лет, по планам развития города, в Москве не останется так называемых плоскостных гаражей.