Российский рынок гибридных и электромобилей ожидают серьезные изменения. С 31 января 2024 года вступили в силу новые правила, согласно которым модели, не включенные в список марок для параллельного импорта, должны проходить полную сертификацию по техническому регламенту «О безопасности транспортных средств». Это означает отмену ранее действовавшей упрощенной процедуры, что, по мнению экспертов, сделает рынок более цивилизованным, но может привести к росту цен и сокращению предложения.

Специалисты отмечают двоякий эффект новых норм. С одной стороны, они должны упорядочить рынок, повысить качество обслуживания и гарантий для покупателей. С другой — есть риск активизации «серых» схем ввоза автомобилей. Дилеры уже прогнозируют, что новые правила приведут к подорожанию популярных китайских электромобилей и уменьшению их ассортимента в России. Подробности ситуации анализирует издание «Известия».
Новые правила: конец упрощенной процедуре
Согласно постановлению правительства, для гибридов и электромобилей марок, не входящих в перечень для параллельного ввоза, теперь обязательна процедура получения «Одобрения типа транспортного средства» (ОТТС). Этот документ подтверждает полное соответствие автомобиля требованиям безопасности. В Минпромторге пояснили, что упрощенный механизм получения «Заключения об оценке единичных транспортных средств» (ЗОЭТС), действовавший с 2022 года, для этих марок прекратил свое действие. Он сохраняется только для брендов из списка параллельного импорта и будет работать до конца 2027 года.





Схема с ЗОЭТС была введена как часть механизма параллельного импорта и не требовала дорогостоящих испытаний или согласия правообладателя бренда. Новая же процедура с ОТТС предполагает полноценные сертификационные испытания, что делает процесс ввоза машин более сложным и затратным.
В сторону цивилизованного рынка
Эксперты видят в ужесточении правил позитивный сигнал. Руслан Тарасов, главный редактор портала EV-Start, считает, что это поможет навести порядок в сегменте, который сейчас напоминает «дикие» 90-е годы. Зачастую одну и ту же модель импортируют и продают несколько разных компаний, уровень сервиса, русификации и гарантий оставляет желать лучшего, а внятной маркетинговой стратегии у брендов нет.

По мнению Тарасова, новые требования заставят импортеров делать серьезные финансовые вложения в сертификацию, что приведет к консолидации рынка. Вместо ситуации, когда «все продают всё», у каждого бренда появится ответственный «владелец», заинтересованный в его развитии, продвижении и организации качественного сервиса. Кроме того, обязательная сертификация через ОТТС должна предотвратить появление на рынке автомобилей без русификации.
Дорого и долго: сложности сертификации
Процедура получения ОТТС сопряжена со значительными трудозатратами и расходами. Как пояснил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, она включает в себя целый комплекс испытаний, в том числе краш-тесты. Это дорогостоящий процесс, и, в отличие от европейских протоколов, китайские документы о испытаниях в России не признаются, поэтому тесты нужно проходить «с нуля».
Анна Русанова, руководитель направления закупок в автомобильной группе «АГР», уточняет, что сроки и стоимость получения ОТТС сильно варьируются.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Все зависит от начальной документации от производителя, статуса импортера и необходимости полного цикла испытаний. В итоге процесс может занять от 2,5 до 12 месяцев и обойтись в 4–15 млн рублей. Для сравнения: получение ЗОЭТС на партию из 100 однотипных машин занимает 5–15 дней и стоит менее 2,5 млн рублей.




Дмитрий Забель из «Борисхов Россия» добавляет, что регистрация ОТТС для конкретной модели требует официального согласия китайского правообладателя бренда. Это долгий переговорный процесс, осложненный рисками санкционного давления. Яркий пример — бренд Zeekr от Geely, который продается в России неофициально и в 2023 году занял более четверти рынка новых электромобилей (3724 шт.), но официальных планов по выходу на российский рынок у компании пока нет.
Угроза роста «серого» импорта
Антон Шапарин предупреждает, что ужесточение требований может подтолкнуть импортеров к поиску обходных путей. Наиболее вероятный сценарий — увеличение объемов ввоза машин под видом личного имущества физических лиц. Таким образом, вместо ожидаемого упорядочивания рынок может столкнуться с ростом числа «серых» схем.
В Минпромторге подтвердили, что упрощенная схема для физических лиц (с выдачей сертификата безопасности) продолжает действовать для всех автомобилей, ввозимых из-за рубежа. Однако в ведомстве подчеркивают, что покупатели таких машин лишаются гарантий, официального сервиса и доступа к оригинальным запчастям. Кроме того, официально ввезенные автомобили адаптированы для российских условий эксплуатации.

Анна Русанова отмечает, что при ввозе «физиком» все риски по таможенному оформлению и юридической чистоте документов, а также все проблемы с поломками, ложатся на плечи конечного покупателя. В то же время некоторые компании, как, например, «МБ РУС», уже работают по официальным схемам, импортируя автомобили Aito с уже зарегистрированным ОТТС, что защищает их от влияния новых правил на цены.
Прогнозы: цены вырастут, ассортимент сократится
Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) не ожидает серьезных потрясений на рынке, учитывая, что доля электромобилей и гибридов в общем объеме продаж новых машин по итогам 2023 года составила лишь около 3%. В ассоциации предполагают лишь некоторое снижение корпоративного импорта таких автомобилей.
Однако ряд крупных игроков рынка придерживается менее оптимистичных взглядов. Сергей Мелюк, директор «Авилон Электро», прогнозирует, что новые правила приведут к дефициту и подорожанию популярных китайских электромобилей марок Zeekr, Avatr, Li, HiPhi, Lotus и других, которые раньше ввозились надежными поставщиками. По его мнению, эти модели постепенно исчезнут с рынка, а цены на оставшиеся экземпляры будут расти.





Таким образом, новые правила сертификации ставят перед рынком гибридов и электромобилей сложный выбор: двигаться в сторону цивилизованного, но более дорогого и ограниченного предложения или столкнуться с ростом неофициальных, рискованных для покупателя схем импорта. Итогом, скорее всего, станет рост цен и сужение модельного ряда доступных в России «зеленых» автомобилей.
Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров, Роман Солдатов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Дилеры предрекают подорожание и уменьшение ассортимента таких машин.

