Модели гибридных и электромобилей, не вошедшие в список марок, разрешенных к параллельному ввозу, должны быть сертифицированы в рамках технического стандарта «О безопасности транспортных средств». Ранее упрощенные шаги больше не применяются.
Эксперты говорят, что новые правила сделают рынок гибридных и электромобилей более цивилизованным, но предупреждают о риске роста популярности «серых» схем. Тем временем дилеры прогнозируют, что цены на гибридные и электромобили в Китае вырастут. Более подробную информацию можно найти в статье «Известий».
По полной программе
Согласно постановлению Правительства РФ от 31 января 2024 года №76 сертификация юридических лиц электромобилей и транспортных средств с гибридными силовыми агрегатами марок дружественных стран подпадает под действие «технического регламента по безопасности транспортных средств».
"В рамках этого механизма будет выдан документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям настоящего регламента "Одобрение типа транспортного средства" (ВТА)", - сообщили "Известиям" по запросу в пресс-службе Минпромторга.
В ведомстве также заявили, что действующая с 2022 года упрощенная процедура получения «Заключения об оценке единичных транспортных средств» (ЗОЭТС) теперь «прекратила официальные поставки в Россию и уточнила, что это касается только бренды, которые Перечень товаров, разрешенных к параллельному ввозу. «Этот механизм будет действовать до конца 2027 года, подчеркнули в Минпромторге.
Схема с регистрацией ЗОЭТС была введена в 2022 году именно в рамках механизма параллельного импорта. Никаких обязательных сертификационных испытаний или согласия правообладателей не требуется. В настоящее время он прекращен для марок автомобилей, не включенных в список параллельного импорта.
Цивилизованный подход
Руслан Тарасов, главный редактор российского портала электромобилей EV-Start, заявил, что с введением новых требований к сертификации гибридных моделей и электромобилей эта часть авторынка станет более цивилизованной.
— Ситуация здесь сейчас хуже, чем была с продажей автомобилей в 90-е годы. Одна и та же модель импортируется и продается несколькими импортерами. Русификация, обслуживание и гарантийные обязательства зачастую зависят исключительно от желания дилера. В большинстве случаев нет продуманной маркетинговой стратегии, поддержки клиентов и других нормальных рыночных механизмов», — сказал он.
Эксперты полагают, что появление более жестких требований по сертификации таких машин потребует от импортеров определенных финансовых вложений. Поэтому он считает, что им нужно будет сосредоточиться на одном или двух брендах.
«Я считаю, что вместо нынешнего принципа «все все продают», когда игроки рынка делят его между собой и «все все продают», у каждого бренда есть один «владелец», который заинтересован в его продвижении. Надеюсь, ты здесь. Поэтому в данном случае гарантийное и послегарантийное обслуживание таких машин требует продуманного маркетинга, поддержки клиентов и цивилизованного подхода. Кроме того, сертификация посредством обязательного получения ОТТС предотвратит выход на рынок нерусифицированных автомобилей, рассказал "Известиям" Руслан Тарасов.
Долгие процедуры
Антон Шапалин, вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ), отмечает, что сертификация автомобилей, оснащенных ОТТС, требует проведения ряда испытаний, в том числе краш-тестов.
— Это достаточно дорогая и трудоемкая процедура. Более того, даже если ранее при сертификации автомобилей в России признавался европейский протокол испытаний, с китайскими документами эта схема все равно не работает. Поэтому необходимо провести весь цикл сертификационных экзаменов», — рассказал он «Известиям».
Руководитель направления закупок новых автомобилей автомобильной группы «АГР» Анна Русанова рассказала «Известиям», что срок регистрации и стоимость ОТТС определяются различными факторами.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
По ее словам, какие документы есть у производителя на начальном этапе, является ли уже предприятие представителем автопроизводителя с полномочиями по оценке соответствия продукции, требуется ли полная сертификация.Говорят, это во многом зависит от— В результате срок получения ОТТС составит 2,5–12 месяцев, а стоимость — 4–15 млн рублей. Процесс получения ZOETS проще и быстрее и занимает примерно от 5 до 15 дней. Например, ЗОЭЦ из 100 однотипных автомобилей стоит менее 2,5 млн рублей», — подчеркнула она.
Борисхофф, который продает линейку гибридных и электромобилей, заявил, что регистрация OTTS для конкретной модели возможна только с согласия китайского владельца бренда.
«Это длительный переговорный процесс, который предполагает анализ различных рисков, включая вторичные и прямые санкции против китайских компаний», — рассказал «Известиям» директор по развитию коммерческих закупок и оптовых продаж «Борисхов Россия» Дмитрий Забель.
Geely отказалась раскрыть планы официального запуска на российском рынке своего бренда роскошных электромобилей Zeekr, который сейчас продается неофициально, но пользуется большим спросом. По данным Автостата, в 2023 году в России было продано 14 089 новых электромобилей. Более четверти (26,4%) от этого количества пришлось на Zeekr (3724 единицы.).
Риски «серых» схем
Антон Шапарин отмечает, что ужесточение требований к сертификации наложит дополнительные нагрузки на импортеров, которые постараются их минимизировать. По его словам, наиболее практичным способом остается ввоз через личную регистрацию. Таким образом, новые требования приведут к увеличению и без того большого количества различных схем «серого» импорта.
Как подтвердили "Известиям" в пресс-службе Минпромторга, упрощенная схема для физических лиц (с выдачей сертификата безопасности колесного транспортного средства) остается действительной для "всех автотранспортных средств, ввезенных из-за границы". Однако в министерстве подчеркнули, что приобретая транспортные средства, в том числе электромобили и гибриды, у официальных дилеров, покупатели могут быть уверены, что получат дополнительные гарантии, сервисное обслуживание, а также необходимые для своего транспорта запасные части и комплектующие.
— Все обслуживание автомобилей, импортируемых и перепродаваемых физическими лицами, лежит на покупателе. Также напоминаем, что официально ввезенные в Россию автомобили специально адаптированы для российского рынка и способны ездить в различных погодных условиях, сообщили "Известиям" в пресс-службе Минпромторга.Та.
Анна Русанова отметила, что в схеме импорта «физика» все риски за правильность прохождения таможенных процедур и чистоту документов несет заказчик. Кроме того, она подчеркнула, что любые вопросы, связанные с поломками или поломками транспортных средств, также будут проблемой клиента.
Некоторые российские компании уже перешли на регулярный импорт автомобилей из Китая. Так, компания «МБ РУС» напомнила, что в начале этого года подписала эксклюзивное дистрибьюторское соглашение на поставку гибридных кроссоверов Aito M5 и M7 в нашу страну.
— Транспортные средства поставляются напрямую от производителей, зарегистрированных в OTTS. Новые правила не влияют на цены предлагаемых нами автомобилей», — подчеркнули в пресс-службе компании.
Меньше и дороже
Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) не прогнозирует существенных изменений на рынке из-за новых требований к сертификации.
— Вероятно, снизится только объем импорта электромобилей и гибридов корпорациями. Однако в пресс-службе РОАД отметили, что существенного влияния на рынок это не окажет, поскольку по итогам 2023 года на электромобили и гибриды придется лишь 3% рынка новых автомобилей.
Борисофф придерживается аналогичной позиции. Они подтвердили, что новые правила не окажут существенного влияния на стоимость таких машин.
— Рынок будет регулировать цену на бренды, ввозимые в РФ без регистрации частными импортерами, исходя из различных факторов. Сюда же входит возможность сервисного обслуживания и наличие запчастей», — подтверждает Дмитрий Забель.
Другой крупный дилерский холдинг, занимающийся продажей таких моделей, придерживается иной точки зрения.
— Больше нельзя будет импортировать и приобретать популярные китайские электромобили таких брендов, как Zeekr, Avatr, Li, HiPhi, Lotus и т д у надежных поставщиков (с учетом НДС, правильной растаможки и т д.). Поэтому такие автомобили постепенно становятся дефицитом, и в будущем ожидается, что и цены на них будут пропорционально расти», — рассказал «Известиям» директор «Авилон Электро» Сергей Мелюк.
Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров, Роман Солдатов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Дилеры предрекают подорожание и уменьшение ассортимента таких машин.