Битва на льду: как я боролся за Кубок журналистов на гоночной Lada Vesta NG

Первый заезд обернулся полным фиаско! Едва вспыхнул зелёный свет, моя жёлтая Lada Vesta NG провалилась в колею, забитую ледяной крошкой. Узкие раллийные шины с агрессивными 4,5-миллиметровыми шипами потеряли сцепление, и машину бесконтрольно занесло, позволив сопернику уйти в отрыв. Ко второму раунду мы подготовили более хитрую тактику, выиграли старт, и казалось, что удача на нашей стороне... Однако в этом году путь к финалу оказался ещё более тернистым и требовал полной концентрации.

Что такое «Кубок журналистов» и почему он важен?

Раньше представители автомобильных СМИ и популярные блогеры регулярно соревновались в различных дисциплинах — от защитных курсов вождения на Audi Quattro до полноценного чемпионата Mazda Sports Cup на автодромах по всей стране. Это были честные поединки, где можно было не только отточить навыки, но и выяснить, кто действительно быстрее в равных условиях.

Сегодня, смахивая пыль с тех трофеев, остаётся лишь ностальгировать. Но несколько лет назад появилась достойная альтернатива — «Кубок журналистов», который проводит «Лада» на своём полигоне в Сосновке. По уровню организации, подготовке техники и сложности трассы это мероприятие может дать фору многим профессиональным соревнованиям!

Всё начинается со знакомства с трассой. Две параллельные дороги вьются между холмами, то круто взмывая вверх, то резко обрываясь вниз. Многие повороты очень похожи, поэтому их легко перепутать. Общая длина этой ледовой «восьмёрки» (включая перекрёсток, где гонщики пересекаются по небольшому мосту) — 2,5 километра. Но запомнить её конфигурацию с ходу практически невозможно!

Я хорошо помню свои ощущения от дебюта на Кубке журналистов два года назад. Я постоянно путал повороты на разных участках. Из-за этого на одних дугах влетал в снежные отбойники на слишком высокой скорости, а на других, наоборот, терял темп, двигаясь излишне осторожно. Поэтому новичкам дали возможность пройти дополнительную ознакомительную гонку.

Но адаптироваться нужно не только к трассе, но и к технике. Гоночная Lada Vesta NG — точная копия тех машин, на которых в январе соревновались лучшие пилоты страны из разных дисциплин. И с отрывом всего в 0,001 секунды от Дмитрия Брагина второй год подряд в Сосновке победил Владимир Шешенин!

Под капотом — 16-клапанный двигатель ВАЗ 211262-37 объёмом 1,6 литра, форсированный до 170 лошадиных сил. Крутящий момент составляет 175 Нм. Разумеется, такая отдача достигнута ценой установки «злого» спортивного распредвала, из-за которого мотор ниже 4000 оборотов ворчит и не тянет. Ни при каких обстоятельствах нельзя позволять стрелке тахометра опускаться ниже этой отметки — иначе машина просто не будет разгоняться.

Коробка передач — 5-ступенчатая кулачковая, с дисковым самоблокирующимся дифференциалом. Салон, конечно, облегчён и оснащён каркасом безопасности, гоночными креслами и системой пожаротушения. В общем, всё как у «взрослых» гонщиков.

Новый облик и новая резина

Однако по сравнению с прошлогодней машиной есть два ключевых изменения. Первое — чёрная ливрея, отдающая дань уважения новому партнёру команды Lada Sport — госкомпании «Роснефть». Это, конечно, косметика, но она также помогает идентифицировать конкретного гонщика на трассе.

И второе, самое важное — новая резина. В прошлом году использовались шины Pirelli Sotto Zero, но их сняли с производства. Им на смену пришли отечественные шины NISHP, которые используются в зимних ралли и гонках грузовиков. Внешне они похожи — такой же узкий «зубчатый» протектор с сотнями мощных шипов высотой 4,5 мм. Но, как выяснилось, в управлении есть нюансы.

Меняюсь местами с Михаилом Мичаевым (как и во всех журналистских соревнованиях, пилоты команды Lada Sport Rosneft сидят на пассажирском сиденье, помогая осваивать трассу и иногда давая советы по вождению) и... уже на первом же повороте едва не врезаюсь в внешние снежные брустверы.

Выясняется, что хотя шины NISHP обладают отличным продольным сцеплением, они требуют более точной работы с газом на выходе из поворота. Если переборщить, Веста уходит в глубокий переднеприводный занос. А если газа недостаточно, машина теряет импульс в скольжении и может зарыться носом во внутренний снежный отбойник.

Именно это и произошло в моей квалификационной попытке. Взобравшись на «горку» на внутренней траектории, я перестраховался, седан встал поперёк с большим углом, «закопал» передок в сугроб и едва не перевернулся. В итоге показал лишь третье время, уступив Владимиру Мельникову и Юрию Урюкову.

Обратите внимание: Новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году.

Ситуация один в один повторила мой дебют на «Кубке журналистов» два года назад!

Три гонки в группе прошли в режиме поиска оптимального стиля, но я всё ещё не мог найти ключ к этим шинам. Не хватало чувства стабильности. Даже уверенно победив Александра Тичинина в четвертьфинале, в полуфинале я едва не проиграл Юрию Урюкову. На предпоследнем повороте, кажется, снова переборщил с газом, влетел в бруствер и потерял весь свой импульс. К счастью, запас времени ещё был, и на финише я опередил его всего на 0,11 секунды!

Напряжённая развязка и борьба до конца

В финал вышли я и Владимир Мельников. На старте первой гонки я снова застрял в колее и проиграл. Поэтому в следующей попытке развернул машину по диагонали к отбойнику и встал под таким углом, который удивил даже судью. Но это сработало! Моя чёрная Веста резво рванула на зелёный свет и уже через 200 метров везла солидный запас до жёлтого седана Володи.

Ведя после первого круга, я ни разу не упустил своего преимущества. Это удивило всех моих коллег и тренеров, уже выбывших из борьбы. Ведь у Мельникова больше опыта и мастерства — он до сих пор выступает в любительских зимних ралли-спринтах.

Всё шло к третьей, решающей гонке за звание победителя Кубка Журналистов 2024, но за несколько поворотов до финиша я снова переоценил свои силы. После прыжка на внутренней траектории я резко свернул влево, входя в поворот. Весту слегка унесло тягой, но этого хватило, чтобы зацепить бруствер! Обороты упали, сцепление было потеряно, и пришлось снова ускоряться. У клетчатого флага разница составила 0,793 секунды в пользу соперника.

Но факт в том, что я не выиграл и третью гонку. Со второй попытки ошибся и Мельников. Хоть я и показал лучшее время в финальном заезде, я так и не до конца понял, как ведёт себя Веста на шинах НИИШП. Более того, я был недоволен не только результатом, но и собственной ездой, допустив слишком много ошибок. Маленькое утешение — теперь у меня полный комплект наград «Кубка журналистов»: 3-е место в 2022 году, 1-е в 2023-м и 2-е в 2024-м.

Женская гонка получилась очень драматичной. Главный редактор Auto Mail.ru Анна Левина установила лучшее время в квалификации и сохранила лидерство, выиграв финал. Однако борьба была бы ещё напряжённее, если бы Александра Данилина, уверенно лидировавшая вместе с Марией Полищук, внезапно не врезалась в отбойник уже на финишной прямой. К счастью, это была единственная серьёзная авария за день. И вот, «Кубок журналистов» завершился без происшествий и смены власти!

В суперфинале между двумя Владимирами — Мельниковым и Шешениным — как и ожидалось, победил двукратный чемпион Гонки Чемпионов. Ходят даже слухи, что организаторы планируют отстранить Мельникова от участия в «Кубке журналистов» в следующем году. Мол, у остальных слишком мало шансов против него.

Однако я не согласен с таким решением. Потому что всегда интересно сражаться с сильными соперниками. Поэтому мне очень хочется повторить этот поединок через год и исправить все свои ошибки. Тем более, что Юрий Урюков и Максим Кадаков, показавшие отличные результаты и занявшие 3-е место, также наверняка будут жаждать реванша!

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Главное событие зимнего сезона для автомобильных журналистов – это гонки на «боевых» седанах Lada Vesta NG по крутейшей трассе в Сосновке.