В России готовится законодательная инициатива, которая обяжет авиакомпании предоставлять родителям и детям места рядом друг с другом во время перелетов. Как стало известно «Известиям», группа депутатов от «Единой России» разрабатывает поправки в авиационное законодательство. До сих пор это было лишь рекомендацией для перевозчиков, и каждая авиакомпания устанавливала свои правила, что создавало неоднородность на рынке.

Работа над законопроектом началась
Депутаты приступили к подготовке документа, который введет новые обязательства для авиакомпаний. Согласно инициативе, перевозчикам будет запрещено рассаживать родителей и детей по разным местам в салоне самолета. Об этом сообщила один из авторов проекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране семьи, родительству и делам детей Татьяна Буцкая. Она уточнила, что работа находится на начальной стадии, и текст законопроекта еще уточняется.
Ключевым вопросом, который предстоит решить законодателям, является определение возрастного порога для детей. Рассматриваются различные варианты: например, норма может распространяться на пассажиров до 12 или 14 лет, а также на несовершеннолетних с инвалидностью — до 18 лет. Важным условием является то, что предоставление соседних мест для семьи должно быть бесплатным, даже для авиакомпаний-лоукостеров, чья бизнес-модель часто включает платную услугу выбора места.
Авторы инициативы объясняют ее необходимость, в первую очередь, соображениями безопасности и комфорта. «Ребенок во время полета должен находиться рядом с родителем, а не через проход или несколько рядов. Без взрослого ему может быть сложно принимать пищу, он может испугаться или начать капризничать. Возникает множество ситуаций, где необходимо присутствие родителя. Кроме того, это вопрос элементарного удобства для всех пассажиров», — пояснили разработчики.
Обратите внимание: Кроссовер Roewe RX8 будет привлекать клиентов роскошью.

В настоящее время авиакомпании решают этот вопрос по-разному: одни автоматически «привязывают» детский билет к тому из родителей, кто первым оформил бронь, другие — к последнему. Существуют и разночтения в трактовке понятия «рядом»: некоторые перевозчики считают, что места через проход также удовлетворяют этому условию. Подобная неоднозначность приводит к путанице и недовольству пассажиров.
Напомним, что в конце 2023 года Генпрокуратура уже направляла авиакомпаниям рекомендации по совместной рассадке семей. Хотя перевозчики и закрепили этот подход в своих внутренних правилах, его нарушение не влечет за собой реальной ответственности, что и призван исправить новый закон.
Татьяна Буцкая также сообщила, что депутаты уже провели предварительные консультации с регуляторами (Минтранс, Росавиация, Ространснадзор) и представителями ведущих авиакомпаний, включая «Аэрофлот», S7, «Победу» и «ЮТэйр». Цель — выработать согласованный документ, который учтет возможные возражения бизнеса. После доработки проект будет рассмотрен экспертной комиссией «Единой России», а затем внесен на рассмотрение в Госдуму.
Текущая ситуация: рекомендации и платные опции
В Минтрансе «Известиям» напомнили, что уже сегодня авиакомпании обязаны принимать меры для размещения на борту детей до 12 лет рядом со взрослыми сопровождающими. Эта норма закреплена в Федеральных авиационных правилах. В ведомстве подчеркнули, что перевозчики реализуют комплекс мер для соблюдения прав таких пассажиров, а Ространснадзор и Генпрокуратура осуществляют постоянный контроль.
Представители авиационного рынка заявляют, что стремятся идти навстречу семьям. Например, S7 Airlines позволяет бесплатно выбрать соседние места на этапе покупки, онлайн-регистрации или в аэропорту, если все билеты оформлены одним бронированием. Авиакомпания «Россия» также подтвердила, что ее правила не предусматривают намеренного разделения семьи при общем бронировании.

Однако, как отмечает заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов, несмотря на рекомендации, гарантированно получить места рядом можно почти всегда только за дополнительную плату. Это создает финансовую нагрузку на семьи, особенно при перелетах с несколькими детьми.
Президент «Союза пассажиров» Кирилл Янков подтвердил, что проблема актуальна: многие авиакомпании, особенно лоукостеры, рассаживают семьи, которые не оплатили выбор мест заранее. Он также обратил внимание на важный нюанс: за рубежом право сидеть рядом с ребенком распространяется на всех сопровождающих, а не только на родителей. Эксперт предложил расширить категории пассажиров, имеющих такое право, включив в него, например, пожилых людей старше 80 лет, которым также может требоваться помощь.

«Известия» направили запросы для получения комментариев в другие крупные авиакомпании, включая «Аэрофлот», «Победу», «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр».
Евгения Перцева
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Депутаты решают, для детей какого возраста эта норма будет актуальна.

