Почему не заводится двигатель: основные причины и способы решения проблемы

Ситуация, когда при повороте ключа или нажатии кнопки старта двигатель отказывается заводиться, знакома многим автовладельцам. Чаще всего это происходит внезапно, вызывая растерянность и вопрос: что же делать дальше? Причины могут быть самыми разными — от простых и легкоустранимых до сложных, требующих вмешательства специалистов.

Поиск корня проблемы

Сразу определить, почему машина не заводится, бывает непросто, поскольку к этому могут привести сбои в электронных системах, электрике или механические неполадки. Иногда проблема оказывается банальной — например, неисправный указатель уровня топлива, который показывает остаток, когда бак уже пуст. Решение в этом случае простое — долить топливо.

Одна из самых частых причин — разряженный аккумулятор. Разряд может произойти из-за неисправности самой батареи, утечки тока в бортовой сети или банальной забывчивости — например, если водитель оставил включенными фары. В современных авто за этим обычно следит электроника, но в старых моделях такая оплошность легко приводит к полной разрядке.

Распознать севший аккумулятор просто: при попытке запуска слышен слабый скрежет стартера, панель приборов тускнеет, могут мигать контрольные лампы. Продолжать попытки завестись в таком случае вредно — это может окончательно «добить» батарею и даже привести к заливу свечей зажигания бензином, что усугубит проблему.

Есть несколько способов оживить автомобиль с севшим аккумулятором. Классический метод — «прикурить» от другого авто с помощью специальных проводов. Однако важно заранее убедиться, что такая процедура допустима для вашей модели. В некоторых современных машинах (например, отдельных моделях Nissan и Infiniti) это может привести к сбоям в электронике, вплоть до ошибок в блоке подушек безопасности.

Если у автомобиля механическая коробка передач, его можно завести «с толкача» или на буксире. Для этого нужно включить зажигание, выжать сцепление, разогнать машину и плавно отпустить педаль. Если проблема была только в аккумуляторе, двигатель должен запуститься.

Также можно использовать портативное пуско-зарядное устройство (бустер). Оно компактно, относительно недорого и способно дать достаточно тока для запуска. Но перед покупкой важно проверить его совместимость с объёмом и типом двигателя вашего авто. Особенно актуальна забота об аккумуляторе перед зимой: на морозе масло густеет, и стартеру требуется больше энергии. Разряженная батарея в холода почти гарантированно подведёт.

Другие возможные причины

Однако аккумулятор — не единственный виновник. Если стартер бодро крутит, но мотор не схватывает, круг подозреваемых расширяется. Часто проблемы создают противоугонные системы — как штатные иммобилайзеры, так и нештатные сигнализации. Они могут «потерять» метку с ключа или заблокировать системы автомобиля. Иногда неисправность индицируется на панели приборов, а в некоторых случаях помогает... лёгкий удар по рулевой колонке, чтобы восстановить контакт.

Если с сигнализацией всё в порядке, стоит проверить блок предохранителей. Например, мог перегореть предохранитель топливного насоса. О его работе можно судить по характерному жужжанию из области бензобака при включении зажигания. Кстати, топливный насос не любит езды «на лампочке» и резких ускорений с почти пустым баком — это частая причина его преждевременного выхода из строя.

Также возможна неисправность самого стартера (например, износ обгонной муфты) или катушки зажигания. В современных двигателях обычно стоят индивидуальные катушки на каждый цилиндр, поэтому при выходе одной из них мотор может завестись, но будет работать с перебоями.

Двигатель заводится и сразу глохнет

Если мотор запускается, но через несколько секунд останавливается, причина может крыться в системе зажигания (свечи, катушка) или, опять же, в работе иммобилайзера, который блокирует топливоподачу. Виновниками также могут стать неисправные датчики: положения коленвала, холостого хода, кислородный датчик или клапан системы рециркуляции выхлопных газов (EGR). Не стоит сбрасывать со счетов и качество топлива, засорённый фильтр или проблемы с проводкой, особенно в старых автомобилях.

Если не удалось решить проблему самостоятельно

Когда все проверки не дали результата, оптимальный выход — вызвать мобильную техническую помощь. В городе специалист обычно приезжает в течение часа-полутора. Если поломка произошла вдали от цивилизации, можно рассчитывать на помощь других водителей или организовать буксировку до ближайшего СТО.

Владельцы новых автомобилей часто имеют право на бесплатную помощь на дороге по гарантии или страховке. Важный нюанс: если в машине есть электромеханический стояночный тормоз (как, например, в некоторых моделях Volvo), при полностью разряженном аккумуляторе его может быть невозможно разблокировать. В этом случае потребуется эвакуатор с манипулятором, а время ожидания увеличится.

Профилактика — лучшая защита

Предсказать все поломки невозможно, но снизить их вероятность — вполне реально. Вот несколько простых рекомендаций:

  • Контроль аккумулятора. Перед зимой обязательно проверьте его напряжение. Если оно ниже 12,4 В, батарею стоит подзарядить. При показаниях ниже 11,9 В — лучше заменить. Многие магазины предлагают услугу утилизации старого аккумулятора при покупке нового.
  • Изучите предохранители. Найдите в руководстве по эксплуатации расположение и схему блоков предохранителей, особенно отвечающих за зажигание и топливный насос. Имеет смысл купить запасные и возить их с собой.
  • Узнайте о «прикуривании». Заранее выясните, можно ли вашу модель автомобиля «прикуривать» от другого, чтобы не столкнуться с последствиями для электроники. Если нельзя — обзаведитесь бустером.
  • Берегите топливный насос. Старайтесь не ездить с почти пустым баком и избегайте резких ускорений, когда уже горит лампочка низкого уровня топлива. Это продлит жизнь насосу.
  • Своевременное обслуживание. Регулярно меняйте свечи зажигания, фильтры (воздушный, топливный), следите за состоянием ремня генератора. Эти недорогие процедуры помогут избежать серьёзных проблем.

Обратите внимание: Renault Duster нового поколения.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Иногда двигатель может не заводиться даже у относительного нового автомобиля.