![]()
1 февраля 2024 года Государственная Дума РФ не поддержала инициативу по введению административной ответственности за опасное вождение. Это уже не первая попытка урегулировать данный вопрос законодательно.
Что такое опасное вождение?
Понятие «опасное вождение» было официально закреплено в Правилах дорожного движения еще в 2016 году. Согласно пункту 2.7 ПДД, под ним понимается совершение одного или нескольких последовательных действий, создающих угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений или причинения иного материального ущерба. К таким действиям относятся:
- Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимуществом при перестроении.
- Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев поворота, разворота, остановки или объезда препятствия.
- Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства.
- Несоблюдение бокового интервала.
- Резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП.
- Создание помех для обгона.
Правовой пробел и история законопроектов
Несмотря на прямой запрет в ПДД, в Кодексе об административных правонарушениях до сих пор нет отдельной статьи, предусматривающей наказание именно за опасное вождение как за комплексное нарушение. Сейчас инспекторы могут привлечь водителя лишь за отдельные маневры, например, за нарушение правил маневрирования (штраф 500 руб.) или расположения на проезжей части (1500 руб.).
Первый законопроект о введении штрафов был внесен правительством в 2016 году и даже прошел первое чтение, но в итоге был отклонен депутатами в апреле 2023 года.
В июле 2023 года депутат Ярослав Нилов внес новую инициативу, предлагающую установить серьезные санкции:
- Штраф в размере 5000 рублей за первое нарушение.
- За повторное опасное вождение — штраф до 10 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок до одного года.
Разработчики подчеркивали, что для объективного привлечения к ответственности необходимо одновременное соблюдение трех условий: доказанный умысел водителя, видеофиксация нарушения и рассмотрение дела в суде.
Почему законопроект снова отклонили?
На заседании 1 февраля 2024 года профильные комитеты Госдумы подвергли законопроект жесткой критике и рекомендовали его отклонить. Основные причины отказа:
- Правовая неопределенность термина. В заключении комитетов указано, что существующая в ПДД формулировка «опасное вождение» допускает слишком широкое толкование, что может привести к произволу при привлечении к ответственности. Было решено, что сначала необходимо четко определить это понятие в самих Правилах дорожного движения, и лишь потом вводить за него наказание.
- Проблемы с доказательной базой. Комитеты не согласились с предложением использовать в качестве доказательства записи с видеорегистраторов или мобильных телефонов. Согласно действующему КоАП, специальными техническими средствами фиксации считаются только устройства, работающие в автоматическом режиме. Видео из интернета под это определение не подпадает.
Будущее инициативы
Несмотря на неудачу, автор законопроекта, депутат Ярослав Нилов, не намерен отказываться от идеи. В своем комментарии от 2 февраля 2024 года он заявил, что замечания комитетов являются устранимыми, а отсутствие ответственности за опасное вождение — это серьезный правовой пробел, который необходимо ликвидировать. Нилов пообещал доработать документ совместно с автомобильными экспертами.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 1 февраля 2024 года Госдума отклонила поправки об опасном вождении.
