Российский автопром: рост производства в 2023 году и реалистичные перспективы на будущее

В 2023 году российская автомобильная промышленность продемонстрировала положительную динамику, увеличив выпуск машин по сравнению с предыдущим годом. Однако, по мнению экспертов, отрасли предстоит преодолеть значительный путь, чтобы вернуться к показателям, которые были достигнуты до введения санкций. Ожидается, что в текущем году автозаводы продолжат наращивать производственные мощности, но для полного восстановления потребуется время. Подробный анализ ситуации представлен в материале «Известий».

Статистика роста: машин стало больше

Согласно данным Росстата, в прошлом году отечественные предприятия выпустили 537 тысяч легковых автомобилей, что на 19% превышает показатель 2022 года. Производство грузовиков также выросло на 19.3%, достигнув 168 тысяч единиц. Наиболее впечатляющий рост продемонстрировал сегмент автобусов массой до 5 тонн — их выпуск увеличился примерно на 68%, до рекордных 23 тысяч штук. Производство более тяжелых автобусов (свыше 5 тонн) выросло скромнее — на 10.9%, до 14.1 тысячи единиц.

Основным драйвером роста стал АвтоВАЗ, который по итогам года выпустил свыше 374 тысяч автомобилей. Как заявил президент компании Максим Соколов, этот результат стал для марки Lada лучшим за последнее десятилетие. Значительный вклад внес и завод Haval в Тульской области, с конвейера которого сошло около 100 тысяч машин. Ульяновский автозавод (УАЗ) увеличил производство на 13%, выпустив примерно 39.5 тысяч автомобилей. КамАЗ, в свою очередь, отчитался о выпуске 53.2 тысячи единиц техники, включая грузовики, автобусы и прицепы.

Долгий путь к восстановлению: есть к чему стремиться

Эксперты единодушны в том, что 2022 год стал для отрасли кризисным, и рост 2023 года — это восстановление после глубокого спада. В качестве ориентира часто приводят 2021 год, который считается «досанкционным», когда было произведено 1.4 миллиона легковых автомобилей. Весной и летом 2022 года многие автозаводы, особенно с иностранным участием (такие как Toyota и Volkswagen), приостановили работу. Предприятия, ранее принадлежавшие Hyundai и Nissan, возобновили деятельность лишь недавно и пока работают в значительно меньших объемах.

Главный редактор издания The Rurum Максим Кадаков отмечает, что основная нагрузка легла на плечи АвтоВАЗа, УАЗа, Haval, «Автотора», «Москвича» и «Соллерса». В такой ситуации, по его мнению, даже приблизиться к результатам 2021 года в краткосрочной перспективе невозможно. При самом оптимистичном сценарии в 2024 году может быть произведено до 800 тысяч легковых автомобилей и легких коммерческих моделей (LCV), если все предприятия, включая новые, выполнят свои планы. Более реалистичной оценкой Кадаков считает уровень в 650–700 тысяч единиц.

Обратите внимание: Японский седан бизнес-класса возвращается на российский рынок.

Проблемы стратегического планирования: стратегия не сработала

Независимый консультант автопрома Сергей Булгазулиев напоминает, что в 2022 году была принята Стратегия развития российского автопрома, призванная поддержать отечественные предприятия. Однако, по его оценке, существенных результатов этот документ пока не принес. Булгазулиев считает стратегию слишком декларативной, в ней не хватает конкретных целей, задач и, что самое важное, четких механизмов их достижения. Такой подход, по его мнению, не может стать надежной основой для восстановления производства автомобилей и автокомпонентов в стране.

Прогноз Булгазулиева по объемам производства на 2024 год совпадает с оценкой Кадакова — 650–700 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей. Эксперт скептически оценивает перспективы быстрого возврата к «досанкционным» объемам, полагая, что на это уйдет не менее трех-четырех лет. При этом он возлагает определенные надежды на калининградский «Автотор», который, по его мнению, при грамотной стратегии может стать новым лидером отрасли.

Баланс спроса и предложения: а надо ли больше?

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто согласен с тем, что быстрое возвращение к прежним объемам маловероятно. Он подчеркивает, что увеличение производства не должно быть самоцелью — «рост ради роста» бессмысленен. Ключевым фактором является рыночный спрос: произведенные автомобили необходимо продать, а не складировать. Уже сейчас наблюдается затоваривание складов, а рост цен и сложности с получением кредитов могут ограничить покупательскую способность в 2024 году.

По прогнозам Моржаретто, в текущем году будет продано около 1.2–1.3 миллиона новых автомобилей. Идеальным сценарием для экономики, по его мнению, является ситуация, когда 80–85% этих машин производятся внутри страны. Именно на достижение такого баланса между внутренним производством и рыночным спросом, а не на абстрактные рекорды, и должна быть направлена стратегия отрасли.

Кирилл Сазонов
Денис Буденков

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В каком направлении будет развиваться российский автопром.