В каком направлении будет развиваться российский автопром

Российское производство автомобилей в 2023 году выросло по сравнению с предыдущим годом. Однако до достижения досанкционного уровня еще предстоит пройти долгий путь. Эксперты отрасли уверены, что российские автозаводы в этом году нарастят выпуск автомобилей, однако прежний уровень производства будет достигнут не сразу. Более подробную информацию можно найти в статье «Известий».

Машин стало больше

В 2023 году российские автозаводы выпустили 537 тысяч легковых автомобилей, что на 19% больше, чем в 2022 году. Об этом сообщается в отчете о промышленном производстве в 2023 году, опубликованном Росстатом на официальном сайте ведомства. Производство грузовых автомобилей также выросло на 19,3% (168 тыс шт.). Производство автобусов массой до 5 тонн выросло примерно на 68% до максимального уровня в 23 000 единиц, тогда как темпы сборки больших автобусов (свыше 5 тонн) увеличились менее существенно (+10,9%, 14 100 единиц).

В конце прошлого года «Локомотивом» российского автопрома стал АвтоВАЗ, выпустивший более 374 тысяч автомобилей. Как отметил президент АвтоВАЗа Максим Соколов, этот показатель стал рекордным для марки Lada за последние 10 лет. С конвейера завода Haval в Тульской области сошло около 100 тысяч автомобилей. В УАЗе "Известиям" сообщили, что в прошлом году в Ульяновске выпустили около 39,5 тысяч автомобилей, что на 13% больше показателя 2022 года.

- В 2023 году выпущено 53,2 тыс единиц техники, включая грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы, - рассказал "Известиям" руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Есть к чему стремиться

По оценкам экспертов отрасли, все российские автозаводы в прошлом году в той или иной степени увеличили производство. По их словам, 2022 год стал для отечественного автопрома откровенно провальным. Определенным ориентиром может служить «досанкционный» 2021 год, когда было выпущено 1,4 млн легковых автомобилей.

Весной-летом 2022 года производство на многих российских автозаводах было приостановлено, а большая часть из них так и не была выпущена, вспоминает главный редактор издания The Rurum Максим Кадаков.

— Заводы Toyota и Volkswagen остаются, а бывшие заводы Hyundai и Nissan лишь недавно возобновили работу в гораздо меньших объемах, чем раньше. Но в общей сложности эти компании выпустили очень большое количество автомобилей. Что касается легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, то в прошлом году успешно эксплуатировались только АвтоВАЗ, УАЗ, Haval, Автотор, Москвич и Соллерс. Некоторые компании значительно увеличили производство, а другим по каким-то причинам пришлось скорректировать свои производственные планы.

Обратите внимание: Японский седан бизнес-класса возвращается на российский рынок.

Очевидно, что в такой ситуации даже приблизиться к результату 2021 года будет невозможно», — рассказал он «Известиям».

При наиболее благоприятном сценарии развития событий в России будет произведено до 800 тысяч легковых автомобилей и моделей LCV, когда все предприятия, в том числе недавно открытые предприятия автопрома, смогут выполнить все производственные планы. 2024 год, — говорит Максим Кадаков. При этом он считает, что более реалистичным показателем является уровень от 650 000 до 700 000 единиц.

Стратегия не сработала

Стратегия развития российского автопрома была принята для поддержки отечественных автозаводов в 2022 году, напоминает независимый консультант автопрома Сергей Булгазулиев. Однако он считает, что пока существенных результатов достигнуто не было.

— В этом смысле это должен быть главный системный документ для формирования видения, определения целевого состояния и инструментов развития отрасли: технологии, люди, идеи. Он должен был стать основой восстановления производства автомобилей и автозапчастей в нашей стране. Однако, как мы неоднократно заявляли, этот документ носит декларативный характер. В нем мало конкретики, четких целей и задач, а главное, нет четких методов их достижения», — рассказал «Известиям» Сергей Булгазулиев.

По его прогнозу, отечественные автозаводы в этом году, скорее всего, увеличат производство. Однако он считает, что в ближайшем будущем существенного прогресса не ожидается.

— Вероятно, в этом году будет выпущено от 650 до 700 тысяч легковых и легких автомобилей. Маловероятно, что отрасль выйдет на «досанкционный» уровень добычи в ближайшие три-четыре года. Я возлагаю большие надежды на «Автотор». При грамотном подходе к стратегии и маркетингу они смогут заменить АвтоВАЗ, полагают независимые консультанты в автопроме.

А надо ли больше?

Игорь Моржалет, партнер аналитического института «Автостат», согласен, что производство автомобилей вряд ли достигнет «досанкционного» уровня в ближайшем будущем. Конечно, российские автозаводы должны стремиться к увеличению производства, но при этом не должно быть "роста ради роста", подчеркивает он.

— Произведенные автомобили еще нужно продать. Нет смысла работать «на склад». Более того, они уже затоварены. Поскольку цены на автомобили растут, а получить кредит становится все труднее, ожидается, что в 2024 году будет продано от 1,2 до 1,3 миллиона новых автомобилей. В идеале 80–85% этих автомобилей должны производиться внутри страны. На это стоит обратить внимание, — говорит Игорь Морцаретто.

Кирилл Сазонов
Денис Буденков

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В каком направлении будет развиваться российский автопром.