С февраля 2024 года для китайских электромобилей и гибридов, бренды которых продолжают работу на российском рынке, вступают в силу новые правила. Им потребуется получить полное одобрение типа транспортного средства (ОТТС) в соответствии с техническим регламентом, что является сложной и дорогостоящей процедурой, которую обычно проходит сам производитель.
Продление упрощенной схемы и её ограничения
В конце прошлого года в автопроме активно обсуждался вопрос о продлении действия постановления Минпромторга № 855. Этот документ позволяет по упрощенной схеме сертифицировать автомобили марок, покинувших Россию, без одобрения их производителя. Без продления этого постановления параллельный импорт таких иномарок мог бы практически остановиться. Минпромторг заявил о намерении продлить действие упрощенного порядка до конца 2027 года, но подчеркнул, что он касается исключительно брендов, официально ушедших с рынка, таких как Mercedes-Benz, BMW, Kia, Hyundai.
Однако, как отмечают эксперты, это продление мало что изменит для бизнеса. Упрощенная схема больше подходит для физических лиц, ввозящих машины для личного пользования. Для компаний же она неудобна, так как автомобили должны проходить таможню непосредственно в России, в то время как основной поток параллельного импорта идет через страны ЕАЭС с более низкими пошлинами — Кыргызстан, Казахстан и Армению.

Проблемы для китайских электрокаров
Основная сложность возникает с новыми электромобилями из Китая. С февраля для брендов, которые продолжают сотрудничать с Россией (а это практически все китайские марки), обязательным становится получение полного ОТТС. При этом большая часть таких электромобилей ранее ввозилась неофициально и не фигурирует в перечне Минпромторга для упрощенной сертификации. В результате они не могут легально попасть в автосалоны по старой схеме.
Процедура полной сертификации требует значительных временных и финансовых затрат — эксперты оценивают её минимум в 60 миллионов рублей. Такие расходы по силам только самим производителям при крупных поставках, но не небольшим импортерам. Как отмечает автоэксперт Вячеслав Жигалов, в текущих условиях никто не будет завозить машины мелкими партиями для прохождения такой дорогой процедуры.
Неопределенность для бизнеса и частных лиц
Ситуация осложняется неоднозначностью трактовок регуляторов. В конце прошлого года Ростандарт разъяснил, что упрощенный режим не применяется, если автомобили ввозятся не для личных нужд. Однако, как поясняет руководитель проекта «Автомаркетер» Олег Мосеев, остаётся неясным, является ли это пожеланием или строгим правилом. Даже при ввозе автомобиля частным лицом процессом часто занимаются профессиональные посредники, что создает правовую неопределенность для всех участников рынка.
Обратите внимание: BMW X2 оказался меньше,но дороже своего брата.
Перспективы рынка
Таким образом, параллельный импорт, вероятно, сохранится только для брендов недружественных стран, покинувших российский рынок. Китайские производители в этот список не входят. Официальный выход китайских электромобилей на рынок возможен, если сами производители пройдут полную сертификацию. Минпромторг надеется, что это стимулирует их к локализации производства в России. Однако, как признают собеседники издания, пока заметного стремления китайских компаний строго следовать российским правилам нет — другие мировые рынки для них остаются более привлекательными.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: С февраля у российских автодилеров может стать меньше премиальных китайских электрокаров.