Такая мера поощрения призвана повысить безопасность дорожного движения и пополнить бюджет

В Республике Алтай предложена новая практика выявления злостных нарушителей правил дорожного движения. Законодатели вскоре рассмотрят возможность поощрения осуждения пьяных водителей.

Согласно законопроекту, за каждое подтвержденное сообщение добросовестные граждане будут получать премию в размере 5000 рублей. В местной администрации считают, что такие меры помогут снизить количество нетрезвых водителей на дорогах.

Как это работает

Согласно проекту предложения, взрослые, сообщающие о нарушениях правил дорожного движения, также будут иметь право на выплаты. Сделать это можно, позвонив в полицию, обратившись в центр поддержки, к участковому, в отделение ГИБДД или позвонив по номеру 112.

Информация будет передана дежурному экипажу, который затем остановит транспортное средство и проверит водителя на трезвость. После проверки факта нарушения лицо, сообщившее о нарушении, может претендовать на денежную компенсацию в размере 5000 рублей.

Схема рабочая

По сути, инновации заключаются просто в уплате премии за сообщение. Граждане теперь также могут обращаться в компетентные органы, чтобы остановить нарушителей. Только компенсация за это не предусмотрена федеральным законом.

«В настоящее время люди, сообщающие о нетрезвых водителях, никак не стимулируются государством, поэтому это вопрос их индивидуальной гражданской ответственности, и никто не имеет права принуждать их к этому» может способствовать увеличению количества случаев вождения в нетрезвом виде и, как следствие, повышению уровня безопасности на дорогах региона. Поэтому данный закон мэра Алтая "Мы можем только приветствовать эту инициативу", - заявила адвокат Изабелла Атласкилова.

В то же время в России есть регионы, где правила стимулирования уже работают и весьма успешно. Например, жители Ямало-Ненецкого автономного округа с 2020 года получили по 4000 рублей за заявление в ГИБДД и сообщение о нетрезвых водителях. Такая практика действует в Нижегородской области с 1 мая прошлого года, за каждый «донос» получают по 2000 долларов. А в Мурманской области за такие сообщения с 1 января этого года платят 5 тысяч долларов.

По данным ГИБДД, данная система поощрений положительно повлияла на количество аварий и задержаний нетрезвых водителей. Жители Нижнего Новгорода сообщили о более чем 600 нарушениях с мая по декабрь. Однако не все факты подтвердились, лишь треть из них. Однако сотрудники ГИБДД отметили, что остановка хотя бы одного водителя играет большую роль в обеспечении безопасности, поскольку неясно, каким образом водитель смог прекратить преступное деяние.

«Сдавать» некрасиво?

Депутат Горно-Алтайского парламентского совета от Партии Действия Роман Лектин назвал идеи коллеги позитивными и достойными внимания. При этом он отметил, что некоторые люди могут относиться к таким нововведениям враждебно, но подчеркнул, что когда дело касается безопасности, нельзя заходить слишком далеко.

"В целом я положительно отношусь к этому законопроекту, поскольку ранее исследовал практику в других сферах, где резко возросло количество арестов пьяных водителей из-за оплаты. С другой стороны, кто-то может сказать: "Некрасиво обвинять других", но все понимают, что пьяные водители могут быть убийцами. Он мог кого-то ударить, сбить или ранить кого-то в своей машине. Значит, этот человек действительно представляет угрозу для общества, и за это необходимо сурово наказать", - сказал он.

Советник добавил, что, по его мнению, большинство жителей региона также положительно отнесутся к инициативе.

"Думаю, это будет хорошо воспринято общественностью, потому что "гаишникам" нашей страны будет гораздо сложнее найти таких водителей. "Я где-то стою и вижу, что за рулем пьяный человек" легко сообщить информацию об автомобиле. Так что у вас есть потенциал спасти кого-то, возможно, даже самого водителя», — говорит Ректин.

Откуда деньги?

На обеспечение оплаты из республиканского бюджета планируют выделить 500 тысяч рублей. Законодатели утверждают, что этой суммы должно быть достаточно для запуска программы. Другими словами, если бы одна выплата была произведена за 5000 случаев, можно было бы предотвратить 100 несчастных случаев.

«Я уверен, что некоторые люди будут в ярости из-за того, что мы потратили на это полмиллиона. Но стоит отметить, что задержанный водитель будет платить штраф в пределах того же бюджета. Штраф за вождение в нетрезвом виде составляет 30 000 иен для первого правонарушителя.Вот их пять, и получается, что нарушители «платят» тому, кто сообщил об этом», — заключил депутат.

Адвокат Изабелла Атласкилова пояснила, что не все штрафы за нарушение ПДД зачисляются в местный бюджет, а часть делится между муниципалитетом и, в данном случае, республикой.

"В настоящее время почти все штрафы за нарушение правил дорожного движения поступают в местный бюджет и удовлетворяют местные нужды. Однако если решение об административном правонарушении выносится мировым судом, половина штрафа поступает в местный бюджет, другая половина - "Будут перечислены в городской (местный) бюджет. Эти средства будут направлены, в том числе, на ремонт дорожного покрытия и другие цели на местном и муниципальном уровне", - сказала она.

В чем загвоздка

Однако даже, казалось бы, позитивные инициативы могут привести к спорным вопросам. Депутат Майминского районного совета Республики Алтай Валентина Лавинишникова считает, что трата 500 тысяч долларов на "обвинительные заключения" может быть злонамеренным действием. Например, не исключена провокация.

"Почему мы говорим о 500 тысячах человек?

Обратите внимание: General Motors показали бюджетный электрокар по цене мопеда.

Говорят, так арестовали бы 100 водителей. А если 200? А если 300? Куда платить? Более того, надо "посчитать" цифры, то есть провокации не исключены. Сначала водитель намеренно будет побуждать вас делать это понемногу, а затем сразу же позвонит вам и сообщит об этом. Это настоящая «охота за головами». Я приведу вам пример, я знаю его на словах. Отец и сын поссорились. А мой сын работал в ГИБДД. Потом произошло какое-то примирение, мы выпили по стакану, папа тоже выпил, сели в машину и уехали. Его остановили и лишили лицензии. Мы все понимаем, что мы против вождения в нетрезвом виде и за усиление гражданской ответственности. Но это не должно делаться ради денег, потому что там, где есть деньги, всегда есть различные искажения», — сказала она.

Кроме того, помощники опасаются, что в ходе последующей борьбы за бюджетные ассигнования начнется фальсификация дел.

«Они сделают какой-то фиктивный отчет, что, например, им так много звонят. Вот и все. Это как лазейка в бюджете, чтобы украсть эти 500 тысяч. А мы планируем выделить финансирование на 200 до 300 водителей в следующем году. Эти деньги можно было бы лучше потратить на обучение детей именно тому, что они называют «гражданской ответственностью». У нас есть дополнительный бюджет. Ну, мягко говоря, хранить деньги негде, верно? «Бюджеты не резиновые», — заключила она.

Международная практика

Они зарабатывают большие суммы денег на огромном количестве нарушений, совершаемых другими водителями во многих странах мира. Например, начиная с 2019 года в США начали платить людям, сообщившим о вождении в нетрезвом виде. И это касается не только пьяных водителей. Если коммерческий автомобиль разгрузить с работающим двигателем, его владелец заплатит в бюджет 250 долларов. Граждане, сообщившие о нарушениях, получат 25% от этой суммы на свои банковские счета.

Что касается личных автомобилей, жители Нью-Йорка часто на них жалуются, например, когда перекрывают тротуары и велосипедные дорожки. Из штрафа для водителя в размере 175 долларов лицо, сообщившее о нарушении, получит четверть этой суммы. В Германии пешеходы и водители также могут подавать жалобы на нарушителей. «Уровень уголовного преследования» там не установлен и варьируется в зависимости от характера правонарушения.

Анастасия Перкова

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Такая мера поощрения призвана повысить безопасность дорожного движения и пополнить бюджет.